“Поражаюсь, насколько была бесстрашной”: Лариса Луппиан о приходе в профессию, руководстве “Ленсоветом”, отношениях с Боярским

В январе 2023 года Лариса Луппиан, народная артистка России, отметила семидесятилетний юбилей. В ее активе более пятидесяти ролей в кино, но ее имя чаще ассоциируется с Михаилом Боярским, ее супругом. Известность ей принесла роль в фильме "Поздняя встреча", снятом в 1978 году. Однако публика больше знает актрису по театральной сцене.

Каждая клеточка здесь родная

С 2019 года Лариса Луппиан является худруком легендарного Театра им. Ленсовета в Санкт-Петербурге, одного из лучших в этом городе. Интересно, что играть в нем она начала еще с первого курса театрального института, курс набирался при этом культурном учреждении. Таким образом, ее стаж в нем - более 50 лет. Но, правда, был четырехлетний перерыв, когда актриса уходила в Театр Ленинского комсомола. Актриса признается, что в Театре Ленсовета каждая клеточка для нее родная.

Все совпало удивительным образом: Владимирский проспект, Владимирская площадь, Владимирская церковь и руководить Игорь Владимиров. Как будто кто-то специально это придумал. В первый раз Лариса поднялась наверх на лифте и попала в аудиторию, где сейчас кабинет директора. Теперь она часто сидит там вместе с ним, обсуждает какие-то рабочие вопросы.

Поражается, насколько была бесстрашной

Луппиан вспоминает, как впервые увидела Алису Бруновну Фрейндлих вживую. До этого она видела ее по телевизору в спектакле "Таня", когда жила в Ташкенте, откуда Лариса Регинальдовна родом. Фрейндлих ей очень понравилась в телепостановке. Это было настолько достоверно, настолько необыкновенно, как будто вместе с ней была прожита вся жизнь. И вдруг ее Луппиан увидела прямо перед собой. Этот момент она очень хорошо запомнила на всю жизнь.

Этот период был началом расцвета театра, его труппу артистка называет божественной. Владимиров, Фрейндлих, Равикович - все это на тот момент были недосягаемые величины для юной студентки. Когда она смотрела первый спектакль, "Человек и джентльмен", она думала, что сходит с ума, что это просто нереально, такого не может быть, так великолепно играли актеры. Это был настоящий шедевр. А когда Алиса Фрейндлих играла Малыша в спектакле о Карлсоне, Лариса не могла поверить, что это актриса. Она думала, что это на самом деле мальчик.

Когда на втором курсе Луппиан пригласили заменить одну артистку в спектакле, который был уже практически готов, она как-то быстро влилась в него и обосновалась в нем. При этом она признается, что сама теперь поражается, насколько была бесстрашной. Приехав из Ташкента, она никого не знала в Ленинграде, но почему-то ничего не боялась.

Новые проекты, предложенные худруком

После того как возникла идея о том, чтобы назначить Ларису Луппиан художественным руководителем Театра им. Ленсовета, месяц она не могла прийти в себя. Ей нужно было к этой мысли привыкнуть. Были моменты, когда ей хотелось отказаться, потому что было очень страшно. Ведь речь шла о том, что нужно полностью перевернуть свою жизнь, взвали в на плечи ответственность за целый огромный театр. А еще нужно придумать, с чего начать.

В конечном итоге артистка дала согласие. На тот момент у театра уже были определенные планы, и она была в курсе, потому что до этого являлась председателем худсовета. Когда ушел режиссер Бутусов, в коллективе был шок, и нужно было думать, что делать дальше.

Стали искать режиссеров, советовались с директором, с заведующим литчастью, начали потихоньку ставить спектакли. Сейчас все уже идет своим чередом, хотя, конечно, есть и определенные сложности". Как пояснила Лариса Регинальдовна, в обязанности худрука входит формирование репертуара, приглашение режиссеров на большую сцену и на малую, плюс придумывание каких-то проектов.

Например, Луппиан предложила проект для малой сцены под названием "Связь времен". Это чтение классических произведения русских писателей в первом отделении. А во втором какой-нибудь автор из Петербурга представляет свои, а артисты помогают ему. И это все время разные авторы. Допустим, сначала был Гоголь, потом Достоевский, потом Чехов. Просто блестяще прошло чтение Пушкина.

Второй проект, придуманный худруком, это превращение малой сцены в видеостудию, где экранизировались рассказы Бунина и Куприна.

Театр должен быть разнообразным

Лариса Луппиан на вопрос о том, как она выходит из ситуации, если ее точка зрения не совпадает с точкой зрения коллектива, подстраивается или продолжает убеждать коллег, отвечает следующим образом.

Она говорит, что пока что такого не было, чтобы ее мнение шло вразрез с коллективом, тем более, что советуется она не со всеми, а с директором по репертуару, с заведующими литературной частью, со смотрителем музея. А все вместе они понимают, что все, что делается, должно продаваться. Они должны создать такой продукт, который будет востребован зрителями. Поэтому нужно приспосабливаться к очень многим обстоятельствам.

Придя в театр в качестве худрука, Луппиан привнесла идею о создании такого городского театра для всех. Потому что с приходом режиссера Бутусова, который поддержан критикой, спектакли которого получают премии, их учреждение стало несколько элитарным. Тогда как в советские времена публика любила Театр им. Ленсовета за то, что он рассказывал простые истории. И эту публику немножко отвадили.

Теперь стоит задача ее вернуть, но вместе с тем и сохранить бутусовскую. А для этого нужно разнообразие. Поскольку Лариса Регинальдовна является, по сути, театральным менеджером, она считает нужным приглашать разных режиссеров, чтобы в театр пришли все желающие и даже те, кто, вообще, никогда в него не ходил.

Обращение к актуальной классике

Лариса Луппиан перелопачивает массу драматургического материала, постоянно знакомится с режиссерами, отбирает материал, который является актуальным. Например, сейчас мало кто из молодых зрителей знает пьесы Арбузова, Анатолия Алексина, Вампилова, которых раньше просто обожали. По мнению актрисы, пришло время возвратить их произведения на сцену, найти баланс, чтобы их осовременить.

Конечно, что-то может пойти, а что-то нет, но пробовать нужно. Так, спектакль "Валентина Валентина" по пьесе Михаила Рощина был поставлен в их театре, и получилось очень здорово. Вечные проблемы рассматривает и Вампилов, и Шукшин, и Довлатов, от этих проблем никуда не денешься, поэтому ставить их нужно. В репертуаре театра есть "Заповедник" по Довлатову, хочется этого автора поставить еще.

О вечном рассуждает и Александр Островский, у него фигурируют деньги, интриги, бедные, богатые. По Островскому поставлена "Бесприданница". Если в спектакле есть созвучие сегодняшнему дню, он будет интересен современному зрителю, будет волновать его.

В завершение - несколько слов о личной жизни худрука театра им. Ленсовета.

Жизнь с Боярским

С Михаилом Боярским, народным артистом РСФСР, Лариса Луппиан прожила больше 45 лет. Их супружескую жизнь нельзя назвать легкой и гладкой. Тем не менее этой паре удалось стоически выдержать все трудности, все невзгоды. Любовь друг другу они сохранили до сегодняшнего дня.

В интервью актриса признавалась, что были моменты, когда ее терпение подходило к концу. Однажды она даже написала заявление о разводе. Когда Михаил Сергеевич, попав в аварию, получил серьезную травму позвоночника, он испытывал сильные боли. А произошло это как раз перед съемками "Д'Артаньяна и трех мушкетеров", и во время съемок травма сильно беспокоила актера.

Чтобы заглушить боль, в качестве лекарства он использовал спиртное в больших количествах. Из-за этого в семье начались ссоры, что и стало толчком для решения о разводе.

Интересным фактом является то, что семью спасла очередная проблема со здоровьем у Михаила Сергеевича. У него случился приступ панкреатита, он попал в больницу. А Лариса Регинальдовна как любящая, заботливая жена стала за ним ухаживать. Мало-помалу все обиды рассосались, и в семействе воцарился мир.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В каких ролях вы помните Ларису Луппиан?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.