Взрослость повествования, детективный нуар и уникальный мир людей-зверей: каким получился мультсериал “Барсукот”

Недавно в прокат вышла долгожданная анимационная история под названием “Барсукот. Очень зверский детектив”. По сюжету, в Дальнем Лесу, где любые преступления против животных строго запрещены и караются местным правосудием, произошло убийство: кто-то пообедал Зайцем. Авторы уверяют: не только юным зрителям 12-серийный сериал придется по душе. История получилась интересной и правдоподобной за счет тонкого юмора и отсылок к настоящей жизни, где все по-взрослому.

Уникальный мир

Мультсериал “Барсукот” – действительно необычный проект для индустрии. Он создавался с учетом требований международного рынка, поскольку выпускался не только для нашей страны. Сценаристы взяли понятную для детей тему – жизнь животных, – а местом развития событий получился Лес, который больше похож на огромный город (зрители сразу увидели отсылку к “Зверополису”). Это своеобразный мир со своей уникальностью, где представители животного мира очень похожи на людей, говорят, шутят и ведут себя “по-людски”.

Именно создание этой уникальности и стало ключевой задачей авторов. Последние наградили основных персонажей – детектива Барсука-старшего и его молодого помощника Барсукота – умом и оружием, но оружие априори запрещено в детском проекте. Оно было заменено на сетемет, позволяющий временно обезвреживать преступника. Авторы справились с куда более важной задачей в прорисовке деталей окружающего мира – зрители воочию увидят такие вещи, как бутерброды с червями или лесоход на гусеничном ходу с живыми гусеницами.

Оттенок нуарности

Добавление в детский мультсериал взрослой нуарности было первостепенной задумкой. Получилось смешение жанров и стилей: картинка поистине парадоксальна, детективный жанр с цветовой гаммой прослеживается, а вместо серости мы видим яркие краски. Если бы “Барсукота” смотрел “возрастной” зритель, он наверняка бы увидел отсыл к отдельным советским картинам прошлых лет.

Старшего главного героя озвучивает Сергей Мардарь, голосом которого говорит Кар-Карыч из “Смешариков”. Барсука он сравнивает с немного уставшим от жизни грузным героем с вечным желанием поспать, который вынужден присматривать за появившимся помощником. Тот, в свою очередь, все время ищет способы для самоопределения. Вообще, помимо основной детективной направленности, “Барсукот” выступает поколенческой историей. Сергей Мардарь отмечает, что комичности добавляет именно то, что младший герой является как бы ненастоящим – вроде не совсем барсук, но и точно не кот. На старшего товарища ложатся обязанности обучить и вывести его в “люди”.

Оставаться “человеком” – то, к чему стремятся персонажи. Авторы намеренно показывают все разнообразие животного мира, становится неважно наличие усов и количество лап, главное – отношения, принципы порядочности, правила поведения. Создатели признаются: Барсукот создавался этаким сложным, в то же время смышленым тинейджером, с нотками резкости и обаятельности. Благодаря актерам озвучки персонажи не потеряли своей органики.

О животных и людях

Все персонажи “Барсукота” получились наполовину животными, наполовину людьми. Аниматорам пришлось несладко, выбирая, что оставить от людей, а что – от животных. Героям приходится много взаимодействовать, но как звери могут это делать без манер, присущих человеку?

“Барсукот” – история в первую очередь человеческая. Это можно увидеть визуально, если посмотреть на внешний вид персонажей, на их повадки, манеру поведения, общения. Зрителям было бы неинтересно смотреть только на людей, а вот люди-звери – они намного забавнее. Даже в театральных институтах студентам дают задачи по перевоплощению из животных в людей и обратно. Как тут разобраться, кто есть кто? По большому счету, никак. “Барсукот” ставит своей целью объединить и людей, и зверей.

Создатели признаются: антропоморфность была специально усилена, а некоторые вещи (когда, к примеру, герои поедают насекомых) разрешены визуально во избежание морального конфликта. Режиссер Александра Евсеева отмечает, что если в “Зверополисе” животные вели себя больше как животные, в “Барсукоте” они ведут себя как люди. В частности, помогают им в этом забавный сленг, манеры и даже скорость воспроизведения реплик: так, Барсук говорит быстрее в моменты особой активности, когда идет по следу предполагаемого убийцы.

Больше для взрослых?

И хотя “Барсукот” создавался в первую очередь для детей, взрослость повествования держится на высоком уровне. Создатели исходили из того, что современные родители часто опекают своих чад, удерживают их в состоянии детства, задерживают их переход на следующий этап взросления. Для детей важно, чтобы с ними разговаривали по-взрослому, потому авторы намеренно употребляют в лексике персонажей такие фразы, как “преступление” и “криминальные дела”. Режиссер Александра Евсеева отмечает: “Мы не работали по принципу “вы еще маленькие, вам непонятно”. Мы говорили о произошедшей ситуации и предлагали вместе разобраться, как так произошло. На протяжении всех серий зрителю становится понятно, почему персонажи ведут себя по отношению друг к другу так, а не иначе. Нашим фильмом мы хотели вызвать у юных зрителей эмоциональный отклик”.

Режиссер добавляет, что детям интересно иметь взрослый разговор о чем-то важном. Такие вещи, как любовь, порядочность, обман дети видят повсеместно, и не говорить с ними о человеческих ценностях является ошибкой.

Настоящий детектив

“Барсукот” может гордиться получившейся запутанной историей, в которой несложно разбираться юному зрителю. Главный герой хвалит себя за раскрытие преступления, но на деле преступником оказывается не тот. Детективная линия сопровождается новыми данными, заставляющими еще раз хорошенько подумать, а мотивы на расправу с Зайцем обнаруживаются чуть ли не у каждого второго. Зрительские отзывы о “Барсукоте” выделяют напряженность и непредсказуемость сюжета, удерживающего внимание. Взрослым зрителям не стоит полагать, что если они взрослые, то быстрее смогут вычислить преступника. Нет, это сделать невозможно до самой последней серии, и это, несомненно, относится к плюсам.

Сравнение с первоисточником

“Барсукот” – мультсериал-адаптация литературного нуара писательницы Анны Старобинец. Крутизна детектива подтверждается не только сюжетной линией, но и деталями, которые, кажется, идеально нашли свое место: запутанная интрига, двуличные герои, вопросы взросления и старости, и даже образ роковой женщины. Те, кто имел возможность прикоснуться к книгам, быстро найдут различия с сериалом, которые, к сожалению, лишают притягательной эстетики.

Прежде всего дело в персонажах. “Барсукот” слишком ужимает их истории, зрители практически не имеют возможности получше узнать их биографию, а вынуждены сразу броситься вместе с ними в расследование. Пожалуй, лишь трансформация Волка наиболее интересна, как и долгое неприятие себя Барсукотом из-за видовой принадлежности.

С детьми по-взрослому

Большинство персонажей не получают должной индивидуальности, своими жестами они во многом похожи. В сравнении с литературным “Зверским детективом”, какие-то герои прорисованы больше, какие-то и вовсе барахтаются за бортом. Барсук-старший уделяет мало времени подрастающему помощнику, которого когда-то давно взял на воспитание, хотя в книге он давал реальные “кейсы” и советы.

Авторы стараются добавить взрослости и открыто говорить с детьми о взрослых вещах, многие сцены остаются именно в детском стиле, а мрачности – все-таки это смелая заявка на нуар! – явно не хватает. Например, выдержанная в стиле детского утренника ночная тусовка, или бар “Сучок”, замененный на более “спокойную” кофейню. Лишним кажется и навязчивый музыкальный бит – музыка перетягивает внимание, из-за чего герои отодвигаются на второй план.

Яркая рисовка привлекает внимание

И не только она. “Барсукот” полон остроумных фраз, персонажи часто попадают в нелепые ситуации, развитие событий происходит быстро и весело. Приключения персонажей закрывают собой аллюзии на серьезные проблемы вроде нищеты, в которой вырос Заяц, или настоящей детской травмы Койота. Лишь умудренный опытом, наученный жизнью и порядком измотавшийся Барсук остается крепким орешком.

Согласно зрительским отзывам, “Барсукот” (2024) несет положительные эмоции от забавных мелочей, которые составляют звериный мир. Последний так разнообразен, что хочется умиляться, как проводят время лесные обитатели: филин, наполовину журналист, наполовину блогер; Сорока, приносящая на хвосте свежие новости; сычи-адвокаты, открытые к резким шуточкам; квакающие лягушки, заменяющие соцсети.

Получилась объемная картинка придуманного, но интересного Дальнего Леса. Наконец, подсадившие в первой серии на крючок зрителей авторы обещают ожидаемый финал, когда преступник будет назван. Впрочем, он сам выведет себя на чистую воду, помогая зрителю в догадках.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, в чем секрет успеха "Барсукота"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.