Драме “Одним днем” понадобилось два года, чтобы добраться до зрителя. На фестивале “Окно в Европу”, где состоялась премьера, картина получила несколько наград и снискала зрительское признание. Задуманная как комедия, она ловко ломает зрительские ожидания и превращается в экзистенциональную драму о поиске себя и попытке зализать старые раны.
Возвращаться или нет – вот в чем вопрос
В фильме “Одним днем” повествование делится на две части. Вначале зритель знакомится с главным героем Семеном (Антон Васильев), который с друзьями закатывает гулянку. Повод для мероприятия по большей части веселый: молодые ребята отправляются в армию. В родном городе Буй Семена обещает ждать подруга Лена.
После армии герой решает не возвращаться домой, а перебраться в столицу. Здесь он становится состоятельным бизнесменом, занимающимся торговлей икры. В родные края он возвращается спустя двадцать лет, не подозревая до этого, как поживают его родные и друзья. Сейчас он помогает отцу, у которого проблемы со здоровьем.
Жизнь в Буе давно изменилась, и многие перемены Семен встречает с неожиданностью. Его давняя возлюбленная Лена погибла, так и не дождавшись его из армии. Но еще страшнее дела обстоят с остальным друзьями детства: герой с ужасом видит, как буквально каждый второй молча спивается. А что еще делать в этой глуши?
Единственная отдушина для Семена – дочь давней возлюбленной Майя (Елизавета Струнина), к которой, словно стараясь загладить вину за все годы, когда не появлялся в родном городе, он начинает испытывать особые чувства. Своей гипотетической дочери герой старается заменить отца, которого она не знала. Их отношения рождают в глазах окружающих домыслы и неудобные вопросы.
Главные украшения фильма
Отзывы о фильме “Одним днем” называют исполнителей главных ролей не просто украшением, а настоящим центром притяжения. Антон Васильев, который в последние годы не выходит из образа крутого полицейского из сериала “Невский”, отлично справляется со сложной ролью и выдает полный спектр эмоций. Здесь и растерянность от того, как изменился город, и скованность от встречи со старыми друзьями и прелестной 16-летней Майей. Его персонаж сперва мечется, потом “вынужденно” меняется на “добровольно”, и герой остается в довлеющей глубинке, когда-то бывшей местом детства. Добрый и простой, Васильев составляет на экране гармоничный (визуально и не только) тандем с персонажем Антона Кузнецова – его закадычным товарищем, ныне семейным человеком и сотрудником правоохранительных органов.
Кузнецов, как и Васильев, вытягивает картину и даже зрительского внимания забирает чуть больше себе – уж слишком он хорош в своей роли! В отзывах о фильме “Одним днем” зрители утверждают: какая бы ни предстояла сцена, появление Кузнецова всегда яркое, это целый праздник для души. Его Эдик громче остальных, но это оправдывается органикой повествования. Сам герой, кажется, остался прежним: он готов, как в старые времена, отпустить безобидную, но меткую шутку или снова сходить на “стрелку”, чтобы на той стороне “не забывали, с кем имеют дело”.
Отдельного упоминания заслуживает Ольга Лапшина. Она не так часто блистает на экране, но ее героини запоминаются надолго. В фильме она сыграла маму главного героя, которого пытается понять и простить.
От абстрактности до точности
Авторы фильма “Одним днем” (2024) намеренно не забрасывают зрителей деталями, ведь в какое время происходят события – не так важно. Город, его жители, возвращение к прежним истокам не имеют границ, не обусловлены временем или местом. Перед нами история, которая понятна и близка и без лишних деталей. И все же отголоски настоящего авторы добавили: так, в пригородной электричке выступают ветераны войны, а Буй часто посещают китайцы, собирающиеся строить в городе химический завод.
(Не)оправданное возвращение
Главный персонаж фильма “Одним днем” (киноманы с нетерпением ждут, когда он появится на "Лордфильме") – человек в кризисе среднего возраста. Он отчетливо понимает необходимость определенных перемен, но не знает, что именно следует поменять. Возможно, стоит начать с отношения к себе. Диапазон его чувств отражается цветовой гаммой, на экране холодных оттенков больше, чем ярких. В заботе о девочке-подростке, которая могла быть его дочерью, он находит спасение, но реализация задуманного разбивается о жесткие реалии российской глубинки. Кажется, фразу “помни о своих корнях” авторы восприняли буквально, подталкивая Семена к тому, чтобы окончательно обосноваться в родных краях.
Развитие сюжета и медленный подход к финалу – самая интригующая часть для любого зрителя. Так и не терпится узнать, чем закончился фильм “Одним днем”.
В выборе решения
С первых кадров он напоминает комедию “Горько!” с шуточками про надежды страны и водочку. Подобный авторский замысел оправдан: герою сперва предлагается приехать в родной городок на день, искупаться в реке, подышать местным воздухом. Но однодневное путешествие затягивается, и герой все больше задерживается в Буе. Каждый прожитый здесь день словно открывает глаза на настоящую жизнь, даже общаться со старыми друзьями получается не сразу, да и действительно ли они друзья по прошествии стольких лет: завести лишний раз беседу или ненароком посягнуть на привычный порядок чревато неприятностями.
Незатейливая красота
Провинциальная жизнь в Буе поначалу умиляет: режиссер фильма “Одним днем” сумел передать дух провинциального городка с вокзалом, природой и прочими атрибутами. Но если присмотреться, картина другая: заброшенные дома, разбитые дороги, люди, живущие от зарплаты до зарплаты. Главный герой не может собраться с духом и вернуться в столицу, хотя очень хочет: ему нужно сперва разобраться с чувством вины. С развитием сюжета он понимает, что просто обязан совершить что-то доброе, героическое, защитить Майю от любой напасти. Но в самом Семене пробуждается что-то первобытное: вот он не прочь пропустить стопочку-другую, все нутро кричит о серьезности намерений, но от зрителя не ускользает ранимость и неуверенность персонажа. Эту ранимость Антон Васильев старается скрыть, подобное метание похоже на ураган. Согласно отзывам о фильме “Одним днем”, актер если не проживает роль изнутри, то точно играет на полных оборотах.
Столица и провинция
Фильм “Одним днем” (2024) ловко показывает разницу между жизнью в столице и провинции, хотя эпизодов из Москвы очень мало. Так и хочется предаться беспросветной тоске по малой родине, из которой “нормальные” люди, подобно главному герою, в свое время уехали и счастливы, но не получается – собственно, такой цели у фильма нет. Но есть слабая меланхолия о том, в чем ценность мрачной жизни, где дома давно стоят в аварийном состоянии как какой-то символ, и в этих домах по-прежнему живут люди, некогда дорогие твоему сердцу. Такая глубинка – родная, настоящая, способная вырвать любого из бесконечной рутины. Вопрос: кому и зачем это надо?
В чем смысл фильма “Одним днем”
Он не претендует на кассовый успех, куда важнее, чтобы эта авторская драма добралась до разных зрителей. Саундтрек, в котором каждый узнает ностальгические хиты недалекого детства, органично сочетается с действиями на экране, со знанием дела усиливая драматургию и сглаживая острые моменты. С нужными составляющими хорошего кино, фильм “Одним днем” (на "Лордфильме" его пока нельзя посмотреть) "дотрагивается" до зрителя (а кого-то, возможно, задевает за больное). Определенно это фильм, который после просмотра не выветрится из памяти, а заставит провести параллели, словно говоря о том, что не у всех был счастливый город детства, который хочется вспоминать и уж точно возвращаться. Если верить отзывам, фильм “Одним днем” - это не развлекательное кино, а картина, заставляющая зрителя размышлять, переживать за героя, ставить себя на его место.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание