Учиться музыке начал поздно, но достиг вершин: композитор Арам Хачатурян

Арам Хачатурян начал свое музыкальное образование уже в позднем возрасте, в 19 лет. До этого момента он занимался импровизацией, подбирал мелодии на слух. Но в 30 лет Хачатурян был уже именитым композитором в СССР, а через некоторое время и во всем мире. В 2014-м его рукописи ЮНЕСКО внесло в реестр наследия "Память мира".

Народная музыка как естественная почва для творчества

Арам Ильич Хачатурян появился на свет в 1903 г. в пригороде Тифлиса (ныне Тбилиси, Грузия). Народные песни, исполняемые его родителями-армянами, произвели на мальчика неизгладимое впечатление. Народные мотивы стали прослеживаться уже в первых опусах композитора. Он отмечал, что его вкусы в музыке со временем претерпевали изменения, однако музыка детства осталась с ним навсегда в виде естественной почвы его творчества.

Эту мысль Хачатурян формулировал следующим образом:

Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки - "фотографировать". Это равносильно топтанию на месте. Нельзя "молиться" на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений.

В консерватории написал более двадцати произведений

Камерные произведения и симфонии Арам Ильич стал создавать еще в период учебы в консерватории. Первая из опубликованных композиций - "Танец для скрипки и фортепиано". "Токката для фортепиано" увидела свет в 1932 г.

Вот мнение о ней композитора Родиона Щедрина:

Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики. Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии.

Учась в консерватории, Арам Хачатурян создал больше пятидесяти произведений. Его дипломной работой стала Первая симфония.

В ней, как писал сам автор, воплотились "горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и вера в прекрасное будущее".

Непокорное и шумливое дитя

В 1942 г., в декабре, впервые был исполнен балет "Гаянэ". Ему предшествовал первый армянский балет под названием "Счастье". Хачатурян решил его переписать. По мнению большого числа критиков, "Гаянэ" - это лучшее из современных симфонических произведений. "Танец с саблями" - наиболее известный из его фрагментов. Интересно, что он был сочинен в ответ на просьбу балетмейстера за очень короткое время, практически за одни сутки.

Композитор передал его, написав:

Черт возьми, в угоду балету.

По поводу "Танца с саблями" Тигран Мансурян, другой армянский композитор, сказал, что это "контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу".

Во многих станах Арама Ильича стали звать "мистер "Танец с саблями". Причем сам он считал это прозвище несправедливым, оно его даже злило, так как затмевало другие его произведения.

Вот слова Хачатуряна об этом:

Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя - это "Танец с саблями" из "Гаянэ". Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как "мистера Сэйбрданс": от английских слов "sabre" - "сабля" и "dance" - "танец". Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым.

Последним балетом Хачатуряна был "Спартак", созданный после войны. Критиками было отмечено, что в нем композитор виртуозно использует приемы музыкальной драматургии. Сегодня этот спектакль вошел в репертуар многих балетных трупп в мире.

Страсть к театру

Из-под пера Арама Ильича вышло также множество композиций для кинематографа. В частности, речь идет о таких картинах, как "Пепо", "Сад", "Сталинградская битва", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Отелло". Всего в активе композитора порядка двадцати кинолент. Музыка Хачатуряна к кинофильмам имела большую популярность, но его произведения к театральным постановкам получили еще большую известность.

Он отмечал:

Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером.

Из наиболее известных спектаклей, сопровождаемых музыкой Арама Ильича, можно отметить такие, как "Макбет", "Валенсианская вдова", "Король Лир", "Маскарад". Последний считается самой лучшей работой композитора в драматическом театре. Часть музыковедов убеждена, что, если бы вальс к этой постановке был его единственным произведением, он прославил бы его на весь мир.

Арам Хачатурян писал, что работа над этим вальсом далась ему нелегко:

Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной… Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего вальса.

Создал композиторскую школу

Во время ВОВ Хачатурян трудился на радио, создавал марши и патриотические песни. В 1944-м им был написан гимн Армянской ССР. Много лет Арам Ильич в Московской консерватории и в Гнесинке был руководителем композиторских классов. Им была создана композиторская школа. Среди его учеников можно выделить Микаэла Таривердиева, Алексея Рыбникова, Андрей Эшпая, Эдгара Оганесяна.

Арам Хачатурян ушел из жизни в 1978 г. Он был народным артистом четырех советских республик.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие интересные факты из жизни Арама Хачатуряна известны вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.