Окаменелости гриба возрастом 635 миллионов лет найдены в пещере Китая

Палеонтологи обнаружили на юге Китая ископаемые остатки микроскопических грибов, предположительно датируемых докембрием. Эта находка, возраст которой оценивается в 635 миллионов лет, может стать древнейшим образцом грибов в палеонтологической летописи. Об обнаружении микрофоссилий сообщает журнал Nature Communications.

История о древних грибах

Микрофоссилии (неразличимые невооруженным глазом окаменелости), интерпретируемые как грибы, были найдены в халцедоновых включениях, заполнявших микроскопические полости в доломитовой породе. Они представляют собой скопления нитеобразных структур, соединенных с полыми сферическими образованиями. Почти все органическое вещество ископаемых организмов оказалось замещено пиритом. Это говорит о том, что минерализация (окаменение) их останков происходила в бескислородной среде, в относительно глубоководных условиях.

Изучив структуру вмещающей породы, китайские палеонтологи и геохимики под руководством Тянь Ганя из Университета Китайской академии наук восстановили предполагаемую последовательность событий, приведших к образованию микрофоссилий. Около 635 миллионов лет назад в докембрийском океане сформировалась осадочная доломитовая толща. В это время, на рубеже криогенийского и эдиакарского периодов, завершилось масштабное глобальное оледенение, известное как «Земля-снежок».

Освободившиеся от льда участки земной коры поднимались, и участок доломитовой толщи частично оказался выше уровня моря. Под действием карстового и атмосферного выветривания доломит стал пористым, а полости в нем одновременно заполнялись кремнеземным поровым цементом и осваивались микроскопическими грибами. Затем доломитовый массив вновь стал морским дном и, по-видимому, подвергся гидротермальному воздействию. В результате останки микроорганизмов были пиритизированы, а цементирующий кремнезем превратился в халцедон.

Большая роль маленьких организмов

До сих пор самые древние бесспорные окаменелости грибов датировались девонским периодом (около 410 миллионов лет назад). Если предположения китайских ученых верны, микроскопические грибковые организмы уже в начале эдиакарского периода играли существенную роль в природе, участвуя в формировании наземной и океанской экологической обстановки.

Не исключено, что при условии широкого распространения они способствовали ускорению химического выветривания и поступлению фосфора в океан, стимулируя морскую биопродуктивность. Эти организмы также могли принимать участие в образовании илистых осадков. Оба процесса вели к изъятию углекислого газа из атмосферы и захоронению его на дне в виде осадков органического происхождения и к росту содержания кислорода в океане и атмосфере.

Интересны ли вам палеонтологические находки?