Как воспитать в ребенке любовь к знаниям, а не к играм? Хитрости Екатерины II, благодаря которым наследники росли умными и всегда тянулись к знаниям

Екатерина II имела собственное видение на воспитание детей, основные принципы которого были родом из Европы. Императрица точно знала, как привить ребенку любовь к знаниям, а не к играм.

В соответствии с видением Екатерины II были воспитаны внуки императрицы - Константин и Александр. Стоит заметить, результат этого был весьма неплохим. Так почему бы современным родителям не взять на вооружение эти 5 правил воспитания российской императрицы, следуя которым можно вырастить ребенка, испытывающего любовь к науке, а не к бесполезному времяпрепровождению?

Никакого запрета на игры

Императрица считала, что запрещать ребенку игры ни в коем случае нельзя. В правилах воспитания Александра и Константина, написанных для их официального воспитателя, князя Салтыкова, было сказано:

Не запрещать им играть, сколько хотят.

Но для чего такая вседозволенность, если нужно было прививать любовь к знаниям? Тут дело в мудрости Екатерины II - императрица прекрасно понимала, что только ребенок, свободный в игре, может проявить все свои склонности и нравы. А зная их, будет проще выявить круг его интересов, тогда и обучение будет радовать, а не угнетать.

Но как же переключить внимание ребенка с игр на науку? В запасе у Екатерины был хитрый метод, который работал всегда. Она велела делать все, чтобы ему надоела игра и он сам захотел сменить род занятий:

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

"К учению не принуждать!"

Императрица строго наказывала Салтыкову:

К учению не принуждать детей и за учение не бранить.

Иными словами, тяга к знаниям должна быть выбором ребенка, а не навязанной кем-то необходимостью. Однако, как только ребенок выбирал учение, а не игры, его тут же хвалили. В результате имеем четкое соблюдение последовательности: проявил интерес к науке - получил похвалу. А какой ребенок не хочет быть хваленым?

Запугивание ребенка, по мнению императрицы, тоже ни к чему хорошему привести не может:

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

И ведь действительно: страх не делает человека умнее, зато вполне может вызвать отвращение к науке.

Задача учителя - вызвать интерес

Императрица понимала: умным ребенок вырастет лишь тогда, когда он начнет испытывать живой интерес к знаниям. Задача учителя - сделать все, чтобы пробудить в ребенке любознательность, а далее все пойдет как по маслу.

Однако пробуждение интереса - это только половина успеха. Как только ребенок проявил любознательность к чему-либо, с этого момента важно постоянно поддерживать контакт с ним, отвечая на все вопросы, которые он будет задавать:

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

Языки не учат - на них разговаривают

Екатерина Вторая считала, что ребенка не нужно заставлять учить иностранный язык. Успех в этом деле довольно прост:

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

Учение наизусть не тренирует память

Екатерина II не считала нужным нагружать головы детей учением стихов наизусть:

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

Видимо, современные школы немного другого мнения насчет этого.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как считаете вы, тренирует ли учение стихов наизусть память?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Согласна. Считаю, что лучше прививать ребенку любовь к чтению, а не зазубриванию. И грамотнее станет, и фантазия будет развитой.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.