Предметы существуют, даже когда их не видно: что такое постоянство объекта у младенцев и как его стимулировать

Младенцы проходят головокружительное физическое и психологическое развитие в течение первых лет жизни. Они приобретают множество способностей, которые позволяют им лучше понимать окружающую среду и жить в ней. Среди наиболее важных из них — постоянство объекта. Это психологическая способность, помогающая ребенку понять, что объекты существуют, даже если их нельзя потрогать, увидеть или услышать.

О развитии ребенка

Для новорожденного существует только то, что он может увидеть, потрогать, понюхать или осязать. То, что ускользает от его собственного восприятия, для него просто не существует. Все потому, что такой ребенок еще не обладает способностью мысленно представлять объекты или людей. Так, если мать покидает поле зрения, он, вероятно, не будет плакать или показывать признаки стресса, а если спрятана игрушка, он не будет пытаться ее искать.

Эта реальность начинает меняться после четырехмесячного возраста, когда постепенно и прогрессивно развивается постоянство объекта. Тогда ребенок начинает уже понимать, что элементы существуют сами по себе и продолжают существовать, несмотря на то, что он не может воспринимать их органами чувств. Это важная веха в познании младенца.

Постоянство объекта и когнитивное развитие по Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже внес большой вклад в понимание психологии развития. Особенно выделяется его классификация четырех стадий когнитивного развития. По мнению ученого, дети проходят через разные периоды, когда их способ мышления, интерпретации и отношения к окружающей среде значительно различаются.

Первая из них, известная как сенсомоторная стадия, охватывает период от рождения до двухлетнего возраста и имеет постоянство объекта как главное достижение, которое необходимо познать.

Пиаже наблюдал за развитием этой способности, изучая, как дети реагируют, когда им дают игрушку, а затем прячут ее под одеяло.Постепенно ребенок перейдет от отсутствия намерения искать к возможности найти объект, когда он частично виден, и даже сможет найти его в неожиданных местах.

Этапы сенсомоторной стадии

Все эти переходы проходят через этапы, описанные этим же ученым:

  • Рефлекторная деятельность. В течение первого месяца жизни младенца живут в основном за счет врожденных рефлексов. Они учатся двигать своим телом и могут следить за объектом взглядом, но то, что ускользает от их поля восприятия, перестает для них существовать.
  • Первичные циркулярные реакции. Между первым и четвертым месяцами младенцы уже действуют более преднамеренно и уделяют больше внимания предметам. Однако они еще не понимают, что продолжают существовать вне своих чувств.
  • Вторичные круговые реакции. Между 4 и 8 месяцами начинают появляться первые представления о постоянстве объекта. Ребенок уже будет пытаться дотянуться до частично спрятанных игрушек.
  • Координация вторичных круговых отношений. С 8 до 12 месяцев устанавливается само постоянство объекта. В это время малыш уже будет искать и сможет находить полностью спрятанные предметы при условии, что он видел, как они были спрятаны.
  • Третичные циркулярные реакции (12-18 месяцев). Теперь дети могут искать объект в тех местах, где его обычно находят. Они знают, что объект существует, даже если не видят его. Однако, если он находится в незнакомом месте, им и в голову не придет заглянуть туда.
  • Символическое решение задач. В возрасте 18-24 месяцев ребенок понимает, что предмет может быть где угодно, даже если он не видел, как он был спрятан. Таким образом, ему удается получить мысленное представление об объекте и представить, что он может находиться в разных местах.

Постоянство объекта и его связь с тревогой разлуки

Постоянство объекта необходимо младенцу для функционирования в его собственном окружении, но оно также имеет большое влияние на социальном уровне. Ребенок привык думать, что люди перестают существовать, когда их не видно. Теперь же он знает, что они все еще существуют, и понимают, что их больше нет. Чего они не знают, так это когда они вернутся или оставили ли их навсегда.

По той же причине с развитием постоянства объекта возникает и хорошо известная сепарационная тревога. Младенец, который раньше оставался спокойным и безмятежным, когда его оставляли в кроватке или когда родители оставляли его на попечение других, теперь может реагировать на те же самые ситуации с плачем и отчаянием.

Раньше он не осознавал разделения между собой и остальным миром. Теперь понимает, что объекты его привязанности — личности, и может беспокоиться, что те от него отдаляются.

Как стимулировать изучение постоянства объекта

Постоянство объекта — это эволюционная веха, которой рано или поздно достигают все младенцы. Стоит отметить, что возраст, предложенный Пиаже, является ориентировочным, и каждый ребенок может следовать своему собственному ритму. Постулаты ученого неоднократно подвергались критике. Например, Бауэр утверждает, что эта способность присутствует в гораздо более раннем возрасте.

В любом случае постоянство объекта можно стимулировать с помощью игр и простых занятий с малышом:

  • Нужно закрыть лицо руками и спросить ребенка: «Где мама?». Впоследствии лицо раскрывается при восклицании «Вот она!». Маленькие дети, у которых еще не развито постоянство объекта, будут реагировать с восхищением.
  • Также полезно играть в прятки. Прячьте кукол и наблюдайте, ищет ли ребенок их. Сначала скрывая их частично, а затем и полностью. Позже вы можете попробовать спрятать их, пока ребенок их не видит.
  • Контейнеры Монтессори. Эту игрушку можно использовать с шестимесячного возраста. Это позволяет ребенку вставить предмет в отверстие, посмотреть, как он исчезнет на несколько мгновений, и может извлечь его либо автоматически (коробка с подносом), либо открыв дверцу или ящик, куда он был вставлен.

Важно, чтобы вы не беспокоились, если ваш ребенок немного отстает от возрастных норм для развития этого навыка. Помните, что это не вопрос стимуляции и что в какой-то момент он или она приобретет эту способность. А пока просто наслаждайтесь и следите, как дети узнают, как устроен мир.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В каком возрасте ваш ребенок заговорил?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.