Кристофер Бойс — советский шпион, гангстер и киногерой

В США к этому человеку отношение двоякое, а у нас о нем почти никто не знает. Он работал на советскую разведку и сделал немало для того, чтобы холодная война не переросла в горячую. Поступившие аналогичным образом граждане СССР, предавшие и продавшие Родину, у нас считаются отщепенцами и негодяями. Не все американцы осуждают Кристофера Бойса, а ведь за ним не только выдача военных космических секретов США, но и другие прегрешения.

Кем был Кристофер Бойс?

Начать можно с того, что Кристофер Джон Бойс был сыном сотрудника Федерального бюро расследований США – организации, а вернее, спецслужбы, крайне ревностно относящейся к кадровому вопросу. Это означает, что отец будущего советского агента относился к воспитанию своего наследника не очень внимательно или просто не имел на это времени. В противном случае Кристофер вырос бы настоящим американским патриотом, свято верящим в идеалы Западного мира. Как говорится, проглядел…

Служба

Итак, папа нашего персонажа работал в ФБР, затем уволился и устроился на должность начальника службы безопасности аэрокосмической фирмы «Макдоннелл-Дуглас», известной своими военными разработками. Например, всемирно известный многоцелевой сверхзвуковой самолет F-4 «Фантом II» был спроектирован и производился этой компанией.

Сын тем временем пытался выучиться на священника, но в семинарии у него что-то не задалось. Посоветовавшись с отцом и заручившись его поддержкой, Бойс-младший поступил на работу в другую оборонную фирму – TRW. Оказывается, такие явления, как связи и протекция, иначе называемые блатом, свойственны не только нашему обществу. В 1974 году молодой человек только-только достиг совершеннолетия. По американскому законодательству, оно наступает в 21 год.

Карьера

В столь юном возрасте уже проявлялись недюжинные врожденные способности. Ничем другим невозможно объяснить стремительную карьеру Кристофера Бойса. В течение буквально нескольких месяцев ему, не обладающему опытом работы и без диплома о высшем образовании, удалось сделать стремительную карьеру. В структуре TRW было специальное особо секретное подразделение, называемое «Черным склепом» (Black Vault). Бойс-младший занял в нем одну из руководящих должностей и получил доступ к конфиденциальной информации.

Казалось бы, живи и радуйся. Хорошая зарплата, престижная служба, ореол таинственности, привлекательная внешность – все это буквально упало в ладони баловня судьбы. Но когда все складывается слишком удачно, человеку хочется чего-то еще.

Информация и размышления

Так как наша история происходила в середине семидесятых годов, при оценке действий Бойса следует учитывать политическую обстановку в США и мире. Вьетнамская война еще не окончилась, но было ясно, что она идет к своему бесславному для Америки завершению. Проводимая США внешняя политика не отличалась тогда миролюбием, как, впрочем, и сейчас. Вмешательство во внутренние дела любого суверенного государства считалось нормой. Если это не провозглашалось открыто, то лица, имеющие доступ к тайнам (и Бойс в том числе), знали об этом не понаслышке. Молодой человек понимал, что его страна не всегда права.

Последняя капля

Кристофер Бойс позже, после ареста, утверждал, что сведения о предстоящей операции по отстранению премьер-министра Австралии Гофа Уитлэма, планировавшего закрыть военные базы США, поступали к нему по ошибке. Сместить главу правительства независимого союзного государства поручалось генерал-губернатору Джону Керру, «большому другу Америки». Речь шла о недопустимости потери стратегически важной станции спутникового наблюдения «Пайн-Гэп». Спецоперация ЦРУ увенчалась успехом.

В 1973 году произошел путч в Чили, за которым явственно «маячили уши» американских спецслужб.

Сопоставление этих и других событий привело Кристофера Бойса к мысли о том, что наибольшую опасность для мирового порядка представляет не коммунизм, а его родная страна.

Решение

Бойс отнюдь не был ангелом. Он дружил с неким Эндрю Долтоном Ли, занимавшимся продажей наркотиков со школьной скамьи. Конспиративные связи и опыт своего приятеля руководящий сотрудник «Черного склепа» решил применить в «мирных целях».

Замысел состоял в передаче советской резидентуре нескольких сверхсекретных документов, добытых на службе. Вернее, в их продаже: Бойс оставался американцем до мозга костей и считал, что вознаграждение за важные сведения вполне справедливо.

В Америке контакт с посольством СССР был бы легко вычислен, а потому друзья отправились в Мексику, где контроль был менее строгим.

Тайный агент КГБ СССР

В Мехико Бойс и Ли попали в советское диппредставительство без особых проблем. Там их приняли доброжелательно, особенно после того, как разведчики оценили важность информации об американских спутниках-шпионах. Кристофера лишь пожурили за легкомыслие. Незачем красть документы – ведь их могут хватиться, а это ни к чему. Можно просто сфотографировать нужные листы, и все будет в полном порядке.

Приятели получили хорошие деньги и пообещали вернуться. С агентами Снеговиком и Соколом была установлена регулярная явочная связь. Началась работа на КГБ, продолжавшаяся до 1977 года.

Провал

Бойса в КГБ обозначили кодовым именем Сокол. Парень очень любил этих хищных птиц и увлекался охотой с их использованием. Псевдоним Снеговик Ли получил за принадлежность к классу наркодилеров («снежок» на сленге означает кокаин).

Пристрастие к белому порошку стало причиной провала удачливой агентской сети. В начале 1977 года гражданин США Эндрю Ли был задержан полицией Мексики неподалеку от советского консульства. Он находился под действием запрещенного препарата и подозревался в убийстве.

Дилера взяли в обработку американцы и быстро его «раскололи». Чтобы облегчить свою участь, Ли выдал друга Кристофера. Бойса взяли в Риверсайде, штат Калифорния, черед десять дней.

Приговор

Процесс длился пять месяцев. За шпионаж в пользу СССР Кристофера Бойса приговорили к сорока годам заключения. Сначала бывший агент КГБ сидел в Сан-Диего, но потом, в 1980 году, его зачем-то решили перевести в другую тюрьму – в городе Ломпок, штат Калифорния. По дороге Бойс сбежал.

Гангстер

Кристофер всегда оставался человеком прямого действия. Он не собирался становиться пассивным страдальцем. За время своего нелегального положения Бойс успел совершить семнадцать успешных налетов в двух штатах (Вашингтоне и Айдахо), не убив при этом ни одного человека. Вырученные средства беглец собирался использовать для того, чтобы по поддельным документам приехать в СССР. Он считал, что за заслуги перед Советским Союзом ему будет присвоено как минимум офицерское звание. А может быть, и правительственную награду дадут какую-нибудь.

Снова арест и освобождение

Почти четыре года в бегах, федеральный розыск, чужое имя (Энтони Эдвард Лестер), вынужденные преступления и другие прелести нелегального положения не могли продолжаться вечно. Бойса в конце концов арестовали в городе Порт-Анджелесе.

Возможно, потому что на руках Кристофера не было крови, следующий приговор оказался на удивление мягким. За примерное поведение заключенного освободили в 2002 году, через 21 год после второй «посадки». Всего в тюрьмах он провел около 24 лет. За меньшие преступления в Америка казнят. Ли освободили в 1998 году.

На свободе

Агент Сокол вышел на свободу крепким пятидесятилетним мужчиной, обогащенным жизненным опытом. Он женился, а затем написал роман о себе и своем друге, назвав его «Сокол и Снеговик: американские сыновья». Это уже вторая книга на тему его судьбы. Первая увидела свет в 1979 году – она принадлежит перу Роберта Линдси и стала бестселлером. Через шесть лет состоялась ее экранизация, в которой главные роли исполнили Тимоти Хаттон и Шон Пенн.

Интересно, что в произведениях, кинематографических и литературных, упор делается не на шпионаж в пользу СССР. Главная тема – противостояние рядового гражданина сложившейся «демократической» системе, очень похожей на тоталитарную.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к агентам-перебежчикам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.