Жизнь наполнена удивительными событиями, многие из которых, на первый взгляд, не имеют логических объяснений. Одно из самых распространенных явлений такого свойства предполагает, что человек может узнавать о ранее неизвестном ему событии несколько раз после того, как откроет его для себя впервые. Многие люди сталкиваются с подобным регулярно, при этом не обнаруживая никаких внятных связей между появлениями одной и той же информации. И все же ученые имеют объяснение данной закономерности, называя ее феноменом Баадера-Майнхоф.
Синхронное повторение
В том, что человек периодически узнает о том или ином событии, нет ничего странного. Особенно нахождение в русле плотных информационных потоков повышает вероятность столкновения с целыми пластами регулярно всплывающих фактов и сведений.
Особенность же механизма действия феномена Баадера-Майнхоф в переживании множества совпадений. Причем нередко они носят характер синхронного повторения, что и вовсе вводит людей в недоумение. Типичный пример действия такого явления – человек начинает думать о звонке от приятеля, а через некоторое время он раздается. Люди начинают искать объяснения таким событиям, пытаясь оправдать их вероятность случайностью. Иногда объяснение связывается с понятиями рока или судьбы.
Эффект избирательного внимания
На самом деле человек естественно сталкивается с огромной массой данных в виде имен, новостей, научных фактов, информации о скидках в магазине и т. д. Ежедневно в поле его внимания могут оказываться целые массивы разноплановых сведений и, разумеется, многие из них попадаются впервые.
Едва ли покажется странным и тот факт, что некоторая часть новой информации будет повторяться несколько раз и в дальнейшем. Особенно если человек находится в том же информационном потоке. Вопрос лишь в том, почему одни повторения заставляют его мозг акцентировать на них внимание, а другие – нет?
Во-первых, большая часть данных и вовсе не повторяется, потому и не запоминается. Мозг не фиксирует новые сведения, если они впоследствии о себе не напоминают. Во-вторых, и знакомая осознанная информация при частых повторениях не заслуживает какого-то особого отношения к ней, поскольку она привычна.
А вот незнакомая и периодически всплывающая информация действительно привлекает к себе внимание, но сам механизм ее повторения полностью соответствует и регулярности повторения привычных данных.
Нормальность совпадений
Как отмечают ученые, сама по себе вероятность совпадений в жизни довольно высока, но человек ее недооценивает в процессе восприятия таких ситуаций на практике. Вновь события без совпадений в определенной последовательности остаются за границами нашего внимания, в то время как мозг охотно отбирает моменты маловероятных совпадений. Но маловероятны они только в контексте общего отсева других повторяющих событий, которые мы не замечаем.
Готовность к совпадениям
Далеко не всякое событие изначально будет иметь шансы на привлечение внимания человека. Он может услышать множество фактов, которые повторятся уже в ближайшее время, но внимание будет уделено лишь определенным сегментам информации. Например, эффект новизны может сделать факт потенциальным претендентом на удаление ему особого внимания при очередном повторении. Так, название новой улицы, которое впервые было услышано вчера, сегодня при случайном повторении будет восприниматься с удивлением.
Человек подумает, что прежде об этом никогда не было информации, а теперь эти сведения повторяются регулярно.
К слову, название феномена Баадера-Майнхоф появилось в 1990-х годах, когда и была сформулирована соответствующая научная теория. Это имена немецких партизан от леворадикального движения, которые несколько раз возникали в поле внимания одного из читателя американской газеты в Сент-Поле. Собственно, его письмо в газету по поводу этого явления в результате вызвало целую волну схожих обращений, в которых люди также упоминали регулярность повторений прежде незнакомых имен Баадера и Майнхоф.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание