Удовлетворенность браком может быть заложена в ДНК: ученые обнаружили ген, который играет ключевую роль в том, чувствуют ли молодожены себя счастливыми в первый год после свадьбы

Прошлый год стал настоящим испытанием для многих семейных пар, в которых партнеры впервые оказались один на один или с детьми в условиях самоизоляции на длительное время. Как показывает статистика, многие браки не выдержали этого испытания. Связано это с тем, что людям, которые до пандемии общались со своими партнерами и детьми лишь во время завтрака или ужина, оказалось не о чем говорить, или у них проявлялись неприятные бытовые привычки, на которые они закрывали глаза при обычных обстоятельствах.

Изучая причины распада крепких на первый взгляд браков, ученые выяснили, что у людей, подавших на развод, практически не обнаруживался в крови окситоцин – гормон, отвечающий за социальные и личные связи, а также привязанность к детям или другим людям.

Чтобы получить более точные данные, ученые стали изучать источник, вырабатывающий окситоцин, а именно определенный участок гипоталамуса, клетки которого транспортируют гормон в гипофиз, откуда он при необходимости выделяется в кровь.

Особенность гена, ответственного за социализацию

Чем глубже генетики проникают в тайны человеческого ДНК, тем лучше мы начинаем себя понимать. Например, совсем недавно было опубликовано очередное исследование, раскрывающее причину счастливого брака. Оказывается, предрасположенность к гармоничным отношениям также заложена в наших генах, и она имеет код СС. Этот ген обнаружили на участке ДНК CD38.

Кто бы мог подумать, что личные отношения мы выстраиваем согласно заложенной в наших генах информации. Оказывается, в человеческой ДНК есть «коварный» ген, расположенный на участке rs3796863. Это трансмембранный гликопротеин, участвующий в различных физиологических процессах, выработке окситоцина, в том числе.

Проводя сначала исследования на мышах, ученые доказали, что именно этот гормон участвует в формировании социальных связей. Они даже вывели породу мышек с нулевым процентом выработки окситоцина в CD38, которые были полностью лишены родительского инстинкта и не обладали склонностью к социализации.

Следующий эксперимент генетики провели на добровольцах.

Интересное исследование

В эксперименте приняла участие 71 супружеская пара. Все они находились на ранних этапах своего брака – от молодоженов во время медового месяца и до людей, живущих уже несколько месяцев вместе.

У 142 человек взяли образцы ДНК на проверку, а также они вели записи в дневниках о своих взаимоотношениях с партнером. В течение трех лет участники заполняли анкеты о своем состоянии с указанием причин конфликтов, если таковые были, и способов их устранения. Каждые 4 месяца у них брались образцы ДНК на проверку.

Эксперимент показал, что в парах, где один или оба партнера имели ген СС, конфликтов не было вовсе или они имели незначительных характер и быстро проходили. Также в ходе исследования ученые выяснили, что данный ген присущ 37 % афроамериканцев и 70% европеоидов.

Оказывается, что у всех обладателей гена СС на участке rs3796863 выше уровень окситоцина в крови. Именно он вызывал в парах взаимоуважение, доверие и чувство благодарности к партнеру. Так что можно с уверенностью утверждать, что именно этот ген ответственен за выработку и доставку гормона в гипофиз для дальнейшей его транспортировки в кровь.

Люди без гена доверия

Теперь, если не получается наладить личную жизнь, винить во всем можно не свои отказы идти на компромиссы или отсутствие взаимоуважения, а генетику. Конечно же, не стоит так делать. Возможно, подобная отговорка и успокоит человека, но точно не сделает его жизнь лучше или проще.

Люди, у которых на данном участке ДНК обнаружены гены не СС, а АС/АА, хуже налаживают контакты с другими людьми или не чувствуют удовлетворенность в отношениях. Это не означает, что из них получаются плохие супруги, родители или друзья, просто им необходимо больше работать над своей социализацией.

У нас всех есть знакомые или коллеги, которые не идут быстро на контакты, предпочитают одиночество общению с людьми и называют их интровертами. Может, низкий уровень выработки окситоцина и влияет на них, но точно не заставляет всю жизнь проводить без любимых людей, друзей, детей и умирать в одиночестве. В паре с обладателями гена СС они способны создать крепкий семейный союз и познать счастье стать родителями.

Выводы ученых

Для генетиков данное исследование было очень важно, так как результаты выявили значительную разницу в восприятии конфликтов в зависимости от имеющегося у участников гена в rs3796863: субъекты с генотипом CC воспринимали спокойнее поведение партнера в целом, чем субъекты с генотипом AC / AA.

Также оно помогло понять суть многих поступков людей или причин развития нервно-психических расстройств, отмеченных ранними социальными дисфункциями. В дальнейшем результаты могут помочь людям с низкой социализацией пройти корректировку поведения с употреблением препаратов с окситоцином.

Вы знали, что на человеческие взаимоотношения влияет определенный ген?