Можете преподать неверный урок: стоит ли наказывать за плохое поведение себя или других

Линн Марголис - доктор философии, клинический психолог, она помогает людям преодолеть жизненные трудности и улучшить свою жизнь. На примере одного из пациентов своего коллеги-психотерапевта, молодого человека по имени Джеймс, Линн рассказывает о том, что наказание самих себя или других за какую-либо провинность может привести к негативным последствиям. Вместо этого необходимо искать решение проблемы, тогда как страдания по поводу своего неблаговидного поведения тянут нас назад.

Страдание превращается в самоцель

По мнению Линн Марголис, страдания человека, который причинил кому-то боль или совершил дурной поступок, не являются конструктивными. Так же, как и желание наказать кого-то за подобные действия. Когда чувство вины ощущается слишком остро и в течение продолжительного времени, оно становится всепоглощающим, страдание превращается в самоцель и эмоционально парализует человека. Но разве это выход из ситуации? Конечно, нет! Напротив, самобичевание или желание преподать урок тому, кто оступился, ведет в тупик.

Доктор философии приводит в пример одного из пациентов психотерапевта, Джеймса, который, будучи измучен чувством вины на протяжении нескольких лет, наконец, обратился за помощью. Он признался, что еще будучи подростком, совершил неблаговидный поступок. Затем он осознал всю его предосудительность и почувствовал стыд и раскаяние, после чего пришел к выводу, что заслуживает страданий, и полностью отдался им.

А потом, чтобы избежать душевной боли, пришел к аддиктивному поведению. Под ним в широком смысле понимается навязчивая потребность в совершении определенных действий. Это может быть и химическая, и поведенческая зависимость, например, шопоголизм, игромания, фанатизм, переедание, интернет-зависимость.

Наказание - неэффективный метод

Работая с Джеймсом, психотерапевт стремился помочь ему освободиться от чрезмерного чувства вины, которое оказалось ловушкой для молодого человека и мешало ему перейти к позитивным действиям. Он пытался донести до Джеймса, что, вопреки устоявшемуся мнению, наказание не является эффективным методом для улучшения поведения.

Как показывает практика, чересчур острое чувство вины, как и наказание за дурные поступки других, напротив, может активировать деструктивные или саморазрушительные импульсы, толкая к девиантному поведению. И пример Джеймса - яркая тому иллюстрация.

Не наказание, а конструктивные действия

Страдание не помогло Джеймсу стать лучше, оно лишь отвлекло его от того, что было для него действительно важным. И задачей психотерапевта было направить пациента на осознание того, каковы его истинные ценности на данном этапе жизни, и как его боль, в которую он так глубоко погрузился, мешает его нормальному существованию.

Специалист предложил парню не продолжать зацикливаться на чувстве вины, приносящем ему страдания, а обратить свое раскаяние, свои душевные силы, свою решимость на то, чтобы измениться, стать таким человеком, которым он хотел быть.

Нужно взять ответственность за свое поведение

Таким образом, совершившему неблаговидный поступок индивидууму необходимо не наказывать себя без меры, чтобы тем самым загладить вину, а взять на себя ответственность за свое дальнейшее поведение, которое предполагает его улучшение.

То же самое можно сказать и о стремлении наказать кого-то. Как правило, оно мотивировано гневом и желанием причинить страдания за совершение чего-то плохого. Что так же не способствует личностному росту человека, а может привести к еще более нежелательному поведению, как это было с Джеймсом. Здесь важно сосредоточиться на решении проблемы, а не на чувстве удовлетворения от того, что ваш обидчик получил по заслугам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны с мнением психолога?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.