Как улучшить эмоциональный интеллект, чтобы лучше понимать не только себя, но и окружающих: 8 советов

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году в научной публикации, но на тот момент она не вызвала большого интереса. Он возник значительно позже, когда Дэниел Гоулман - психолог и репортер New York Times - написал на эту тему книгу. Сегодня психологи утверждают, что у всех, кто, принимая решения, руководствуется эмоциями, а не логикой, недостаточно развит эмоциональный интеллект.

Что это такое

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека определять и управлять эмоциями, собственными и окружающих людей. Исследователи считают, что люди, у которых эта способность развита на высоком уровне, добиваются больших успехов не только в работе, но и в личной жизни. Кроме того, их физическое состояние гораздо лучше.

Многие эксперты убеждены, что эмоциональный интеллект позволяет точнее рассчитать производительность человека, чем с учетом его умственных способностей, хотя с этой теорией согласны не все. У некоторых людей может быть очень высокий общий интеллект (IQ) и при этом низкий эмоциональный (EQ).

Психологи убеждены, что уровень эмоционального интеллекта повысить можно, хотя это не самая простая задача, требующая мотивации, смелости, чтобы увидеть то, что окружающие люди думают о вас в действительности.

Как развивать эмоциональный интеллект

Предлагаем вам ознакомиться с советами психологов. Они помогут вам лучше понимать не только себя, но и окружающих.

1. Выберите одну область, в которой планируете развиваться

Гоулман советует заняться улучшением одного аспекта ЭИ за один раз. Подумайте, возможно, вы хотите улучшить навык самоанализа или лучше понимать действия окружающих. Задайте себе вопрос и ответьте на него максимально откровенно: «Что мне больше всего хотелось бы улучшить, если бы была возможность развития только одной способности?»

2. Направьте эмоции в нужное русло

Люди, считающие, что эмоции — это главное в жизни, пытаются их контролировать. К сожалению, это сложная задача, которая не всем по плечу. Вы можете на них только реагировать. В связи с этим можно говорить только о «хорошей» или «плохой» реакции на них. Так, гнев в основном рассматривается как разрушительная эмоция, если она направлена на причинение боли себе или окружающим. При этом он может приносить пользу, если будет использован для исправления несправедливости или защиты себя и других.

Прекрасную эмоцию - радость - мы испытываем, когда происходит что-то очень хорошее. При этом она может быть разрушительной, если исходит от причинения кому-то вреда. Научитесь распознавать, что вы чувствуете, решать, подходит ли в данной ситуации эта эмоция, и действуйте в соответствии с обстоятельствами. Такое поведение психологи называют целенаправленным.

3. Учитесь мотивировать себя

Большинство людей перед принятием решения пытаются найти мотивацию или вдохновение. Они совершенно уверены в том, что, стоит им найти правильную мотивацию, к ним придет озарение и они с энтузиазмом начнут тренироваться, работать, заниматься творчеством. Однако через несколько дней запал заканчивается, и человек оказывается в исходной точке.

Поэтому следует искать альтернативные способы поиска мотивации. Когда это необходимо, просто начните делать хотя бы что-то. Действие можно рассматривать не только как следствие мотивации, но и как причину. Не осталось сил, чтобы приступить к работе? Составьте план, наметьте список дел. Начните с самого мелкого пункта. Вы не успеете оглянуться, как из намеченного вы сделаете половину.

Пропал стимул идти в спортзал? Купите на месяц пробный абонемент, чтобы «только посмотреть». Вы и сами не заметите, как вас затянут тренировки и за первым абонементом последует второй, третий. Не стоит ждать стойкой мотивации. Сделайте что-то вначале, а потом появится желание продолжить. Прислушивайтесь к своим ощущениям до, во время и после действия, и эти эмоции используйте. Помните, что мотивировать могут не всегда «хорошие» чувства. Вы можете раздражаться, расстраиваться или беспокоиться, если результата достигнете не сразу. Эти эмоции можно обратить в стимул и продолжать действовать. Согласитесь, что самая желанная и сладкая победа — та, что достигнута вопреки всему.

4. Признавайте и уважайте чужие эмоции

Все, о чем мы говорили прежде, касалось только ваших эмоций. Но в развитии эмоционального интеллекта одна из важнейших целей заключается в том, что он должен стимулировать построение здоровых отношений с окружающими. Любые здоровые отношения — семейные, дружеские, деловые — начинаются с уважения и признания эмоциональных потребностей друг друга.

Этого можно достичь только при условии, что вы будете слушать и сопереживать окружающим. Возможно, вы не совсем понимаете человека, но необходимо ему сочувствовать. Учитесь ценить и принимать близких людей такими, какие они есть, даже если вы не совсем разделяете их взгляды.

5. Пусть в вашем окружении будут люди, которые не всегда и не со всем с вами соглашаются

После того как вы выбрали область, в которой хотели бы добиться успеха, поинтересуйтесь у других людей, в чем вы могли бы стать лучше. В данном случае очень важно задавать вопросы тем людям, которые вашу точку зрения необязательно разделяют. В обществе людей, верящих во все, что вы говорите и делаете, вы остановитесь в развитии и не будете воспринимать иные точки зрения.

6. Взгляните на ситуацию другими глазами

Понимание индивидуальных сил и возможностей окружающих людей особенно важно для руководителей. Регулярные дискуссии в коллективе приводят к пониманию мотивации и влияния на других людей. Следуйте «платиновому правилу»: с другими людьми ведите себя так, как они того хотят. Это важно для того, чтобы им были понятны ваши слова и они захотели бы дать вам то, что требуется.

7. Оставляйте людям право сомневаться

Психологи считают это ошибкой атрибуции - механизма объяснения причин поведения другого человека. Мы склонны верить в то, что человек груб, потому что он глуп, а не потому что у него был сложный день. Психолог Релли Надлер рекомендует не осуждать поведение окружающих, а стараться его понять.

8. Практикуйтесь в валидации

Термин «валидация» означает принятие мыслей, чувств, эмоций и действий окружающих. Иными словами, мы признаем, что у другого человека есть чувства и эмоции, а не говорим пренебрежительно: «Да ладно! Что за чушь ты несешь!»

Валидация – это еще и принятие, понимание, почему именно так, а не иначе поступил человек, чем его поведение мотивировано. Это не означает, что вы одобряете его поступки, но при этом осознаете, что у человека были причины, чтобы поступить именно таким образом.

Для признания эмоций и чувств другого человека совсем необязательно иметь подобный опыт. Например, можно поддержать подругу словами: «Я понимаю, что ты чувствуешь. Со мной было то же самое, когда меня без причины уволили». Таким образом вы ссылаетесь на себя и собственный опыт. А как поступить, если такого опыта у вас не было? В этом случае необходимо найти другие слова поддержки: «Я хорошо понимаю, насколько для тебя это неожиданно, ведь начальник перед увольнением тебя даже не предупредил». Освоив принципы валидации, вы сможете лучше понимать окружающих вас людей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы хотели бы улучшить свой эмоциональный интеллект?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.