«А был ли мальчик?» - эти слова, являющиеся цитатой из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина, как нельзя более кстати подходят к истории Иуды Искариота. В существовании ученика Иисуса Христа, предавшего его за тридцать сребреников, сомневаются многие исследователи. История его неясна, а в описании жизни – много неточностей и расхождений, что и дает право ученым сомневаться в реальности Иуды…
Библейские тексты
Упоминание Иуды можно встретить в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка и Иоанна; кроме того, встречается оно и в «Деяниях Апостолов» - книге Нового Завета. При этом полного жизнеописания Иуды нигде не встретишь – рассказа о месте его рождения и жизни в Библии нет, описания же смерти разнятся.
Все, что можно узнать об Иуде по библейским текстам, так это то, что он был учеником Христа, одним из двенадцати апостолов, и что предал его первосвященникам за тридцать сребреников с помощью поцелуя (он договорился с первосвященниками, что таким образом укажет на Иисуса: кого он поцелует, то и есть Христос).
Почему поцелуй?
Нет точной версии того, почему именно поцелуй был избран Иудой как способ идентификации Иисуса в толпе. Согласно переведенному сравнительно недавно тексту с коптского языка (тексту этому более тысячи лет), Иисус Христос мог менять внешность. Поцелуй же Иуды – то есть поцелуй апостола – мог с легкостью изобличить его, сделать узнаваемым для толпы.
Эта версия, разумеется, имеет право на существование, хотя ни в одном из Евангелий никаких объяснений на этот счет не дано. А вот то, кстати, что Иисус уже знал заранее о том, что Иуда собирается предать его, Евангелия указывают. Так, по Евангелию от Иоанна, на последней трапезе Иисус дал Иуде кусок хлеба и сказал: «Что делаешь, делай скорее». Именно после этого Иуда вышел и предал своего Учителя.
Портрет Иуды
Как уже было сказано выше, в Евангелиях мало что сказано об Иуде. Из существующего в них описания этого человека можно заключить лишь, что он был нечист на руку. Так, по Иоанну, именно Иуда являлся среди них казначеем. Он отвечал за сохранность общей сумки с деньгами, он носил ее, и он же, пользуясь своим положением, понемногу подворовывал оттуда. Кроме того, якобы именно Иуда возмутился тем, что Иисусу помазали ноги чистым драгоценным миро – он спросил, отчего бы не продать вместо этого данное миро. Вышесказанное рисует Искариота не слишком благонадежным человеком.
Лука и Иоанн, помимо прочего, считают, что Иуда был одержим сатаной (это описывается в соответствующих Евангелиях), и именно это в конечном счете и повлияло на решение этого ученика Христа стать предателем.
Смерть Иуды
Согласно Евангелиям, после предательства и распятия Иисуса Христа, Иуда раскаялся. В Библии есть две версии дальнейшего развития событий. По одной (ее описывает Матфей), Иуда хотел вернуть первосвященникам их деньги. Он пришел к ним и заявил, что совершил страшный грех, пролив невинную кровь. Первосвященники восприняли эти слова равнодушно, ответив, что ответственность на это полностью лежит на Иуде, а они здесь ни при чем. После этого Иуда якобы бросил злополучные тридцать сребреников в храм и повесился. Деньги же эти были использованы для покупки поля, которое стало местом погребения иностранцев. Его назвали Полем крови.
Другая версия, изложенная в «Деяниях Апостолов», несколько отличается от вышеприведенной. Согласно ей, после разговора с первосвященниками, Иуда Искариот приобрел на эти тридцать сребреников участок земли – то самое Поле крови, - на котором и умер ужасной смертью: ринулся вниз с высоты, и от удара об землю все внутренности его вывалились наружу.
Интересно, что раннехристианский святой Папий Иерапольский выдвигает третью версию, объединяющую вышеуказанные две. По Папию, Иуда действительно повесился, но под тяжестью тела веревка оборвалась, Иуда упал, ударившись об землю, и от удара его внутренности выпали.
После предательства и смерти Иуды в числе двенадцати апостолов его заменил другой человек – Матфий, из числа тех, кто все время был вместе с апостолами и был вместе с ними свидетелем Его воскресения.
Предатель или послушный ученик?
В 2006 году National Geographic был опубликован текст под названием «Евангелие от Иуды». По сообщениям, тексту этому, написанному на коптском языке, много лет – он принадлежит к концу третьего века. Его называют «апокрифическим», то есть неканоническим, таким, который никогда не был включен в Библию. Этот материал представляет Искариота совершенно в другом свете.
Согласно данному тексту, Иуда предал Иисуса потому… что Христос сам его об этом попросил. Якобы Искариот был любимым учеником Христа, единственным, кто понял происхождение своего Учителя и кому Иисус открыл тайну Царствия Небесного. Иисус попросил Иуду предать его, чтобы его казнь состоялась – чтобы впоследствии двенадцать апостолов смогли вновь встретиться со своим Господом.
Данный текст, вернее, его перевод, был подвергнут жесточайшей критике со стороны многих ученых и исследователей, которые нашли в нем ряд ошибок и назвали его «пародией на демона Иуду». Тем не менее «Евангелие от Иуды» продолжает изучаться в Оксфордском университете, и новый материал в рамках этого исследования планируется выпустить в свет в апреле текущего года.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание