Конечно, кто-то может подумать, что это довольно странно: где наука, а где религия. Но с другой стороны, удивленные взгляды преждевременны и поспешны, потому что существует же история религий, а исследователь как может исповедовать одну из мировых религий, так и быть атеистом. Если ученый хороший, то на результат его установки повлиять не должны. Вот и Школа медицины Джонса Хопкинса решила исследовать не Бога, конечно, но человеческое сознание, которое пережило религиозный или мистический опыт, и узнать, как подобная встреча влияет на последующую жизнь человека.
Почему вдруг ученые решили заняться религиозным опытом?
У этого вопроса бесконечное множество ответов. Во-первых, ученый по своей природе любопытен, и ему хочется проверить сакральное на прочность; во-вторых, сколько разнообразных историй о том, как человек видел Бога или его посланников. Можно понять исследователей, чей интерес к теме становится все более жгучим. Тем более что сейчас есть возможность наконец-то все это изучить, по крайней мере, у западных ученых есть подобная роскошь.
Второй блок причин можно условно назвать психиатрическим. Исторически врачи и психиатры обычно не воспринимают веру как орудие против болезни человека, скорее даже наоборот: религиозность для классического ученого-материалиста есть, если говорить мягко, форма заблуждения. Но результаты нижеследующего исследования опровергают подобный постулат. Согласно данным, вера может улучшать жизнь человека: она снимает психологическое напряжение, в основании которого «проклятые» вопросы человеческого существования. Когда люди сталкиваются со сверхреальностью, они получают такие необходимые им ответы. А теперь статистика и особенности исследования.
Две группы испытуемых
В новом исследовании приняло участие 4285 человек. Разумеется, опрос был осуществлен с помощью современных технологий, что позволило задействовать людей по всему миру. Испытуемых просили вспомнить самый запоминающийся опыт встречи с высшей силой в том или ином ее виде: Бог, ангелы, другие представители добра. И естественно, просили ответить на вопрос, насколько изменилась жизнь после этого опыта.
Любопытно, что в эксперименте было две группы испытуемых. Одна группа людей вызывала свой опыт искусственно – с помощью психоактивных веществ, а люди другой группы переживали момент обращения спонтанно, находясь в трезвом уме и твердой памяти.
Ключевые результаты исследования
- 75 % испытуемых отметили, что их существование наполнилось смыслом, а сама жизнь изменилась к лучшему, как только они пережили опыт откровения. Любопытно, что жизнь изменилась к лучшему и у тех, кто спонтанно пережили обращение, и у тех, кто вызывали его психоактивными веществами.
- 2/3 из тех, кто до опыта могли назвать себя атеистами, после опыта уже таковыми себя не считали. И опять же, подобное наблюдалось в двух группах испытуемых.
- Большинство испытуемых обеих групп считали, что высшее существо обладает: сознанием (70 %), доброжелательностью (75 %), умом, интеллектом (80 %), святостью (75 %) и вечным существованием (70 %).
- У переживших подобную встречу наблюдалось снижение страха перед смертью. Но здесь уже цифры разные: 70 % у тех, кто принимали психотропные вещества, и только 57 % у тех, кто пережили спонтанный опыт.
- 15 % опрашиваемых в обеих группах сказали, что опыт – это одно из величайших испытаний в жизни.
- Была разница и в словах, которые использовали люди. Те, кто переживали опыт столкновения с инобытием спонтанно, предпочитали называть его «Богом» или «посланниками Бога» (59 %), а их коллеги из другой группы использовали термин «высшая реальность» (55 %).
Один из ведущих ученых исследования - Роланд Гриффитс - надеется на то, что это только первые шаги подобных исследований. Следующий этап – это зафиксировать физиологические реакции, которые протекают в мозге в момент подобного переживания.
Также ученый считает, что подобные исследования смогут существенно обогатить наше представление о религиозном и духовном опыте – самых таинственных явлениях в человеческой культуре.
Ограничение исследования и необходимые замечания ученых
Но у исследования есть ограничения и те замечания, которые Роланд Гриффитс нашел нужным озвучить. Вот список:
- Так как участники эксперимента пользовались опросником-онлайн и полагались на свои субъективные ощущения, то возможны искажения.
- Ученые ни в коем случае не пропагандируют и не призывают использовать психотропные вещества, чтобы найти Бога или его посланников.
- Исследование не решает вопроса и не ставит себе задачи доказать или опровергнуть существование Бога. Как остроумно замечает Роланд Гриффитс, вряд ли наука в состоянии дать ответ на подобные вопросы. Исследование сосредоточено только на изучении того сознания, которое переживает религиозный или мистический опыт.
Интересный вопрос: почему люди, пережившие клиническую смерть или мистический опыт, больше не беспокоятся и не мучаются «проклятыми» вопросами человеческого существования?
Когда-то выходила на русском книжка Раймонда Муди «Жизнь после жизни». В ней описывается опыт переживания клинической смерти. И там люди ощущали все то, о чем обычно говорит массовая (а может быть, не только она) культура, когда речь идет о предсмертном или околосмертном опыте. Здесь мы не будем давать краткое содержание книги: все, кто хотят, могут ознакомиться с ней самостоятельно. Важно только то, что люди, пережившие подобный опыт, стали спокойнее и у них тоже снизился страх перед смертью. Вопрос: почему?
Наверное, все мы, люди, по-настоящему боимся только одного – полного и окончательного исчезновения. А мистический опыт, чем бы он ни был вызван, или переживание клинической смерти и видения, которые сопровождают эти явления, дают человеку надежду на продолжение жизни в том или ином виде, надежду на спасение. Поэтому вопросы, мучающие человечество, уже не так остры для участников эксперимента Школы медицины Джонса Хопкинса, ибо они уже нашли свои ответы.
Хорошо, что в итоге тревожность уменьшается
Смерть – это почти всегда проблема. Если умирает близкий человек или приятель, нам, как правило, очень больно, а еще мы чувствуем, как, пусть и на какое-то мгновение, над нами расправляет свои крылья бог Танатос. Да, сегодня он пришел не за нами, но только сегодня.
Когда же человек понимает, что есть существо, которое способно его принять в объятия и избавить от смертного ужаса, жизнь сразу становится проще, а здоровье крепче. Насколько реальны эти переживания? Для того, кто их испытывает, они вполне реальны. А насколько озарения соответствуют действительности, об этом каждый узнает в свое время.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание