Торговые центры под угрозой исчезновения: почему россияне перестали в них ходить

За последние несколько лет прибыль российских торговых центров сократилась в разы. Да, пока мы еще не можем утверждать, что ТЦ превращаются в огромные пустующие ангары, но даже закоренелые оптимисты признают, что огромные магазины перестают пользоваться спросом у населения. В связи с чем это происходит и почему специалисты уверены, что история повторяется вновь, расскажем в нашей статье.

Как появились торговые центры

В начале 20-го века у многих жителей европейских стран появилась возможность приобрести собственный автомобиль и перебраться жить в более комфортные районы города. К сожалению, новостройки оказались удалены от центра. Наличие собственного транспорта частично покрывало эту проблему, но далеко не у каждого человека была возможность тратить несколько часов в день, чтобы купить продукты или необходимую бытовую утварь.

Первые торговые центры были рассчитаны по большей части на автовладельцев. Они находились на окраинах городов, располагали большими парковочными пространствами, а их строительство проводилось при государственной поддержке. Торговля очень быстро начала приносить доход, поэтому городские власти все активнее вкладывались в развитие ТЦ.

В России торговые центры начали активно строиться лишь после распада СССР. Предприниматели активно соревновались, кто построит самый большой или функциональный торговый центр. Однако никто не смотрел в будущее. А ведь уже в 90-х годах ТЦ в Америке начали терять свою популярность.

Цикличность истории

Массовое закрытие торговых центров в Америке произошло в начале 90-х годов. Причина весьма банальна – высокая конкуренция. В каждом крупном городе находилось по несколько десятков крупных торговых центров. Сперва начали закрываться небольшие магазинчики, которые не могли удержаться на рынке с появлением гигантов, способных обслужить по несколько сотен тысяч покупателей в день. Затем под раздачу попали и небольшие ТЦ.

В настоящее время в России мы наблюдаем не что иное, как ту же перенасыщенность торговыми центрами, что произошла в 90-х годах в Америке. Посчитайте, сколько крупных торговых точек находится в вашем городе. Наверняка вы насчитаете их не один десяток. Конкуренция с каждым годом все возрастает, так что неудивительно, что в вашем любимом ТЦ сейчас куда меньше покупателей, чем было всего 10 лет назад.

Социальная причина

В 2008 году в Америке не было открыто ни одного нового крупного торгового центра. Более того, ангары продолжали массово закрываться. Среди причин эксперты выделяют не только высокую конкуренцию, но и рост преступности. Около ТЦ часто происходили преступления с участием молодых парней, состоящих в криминальных группировках. Неудивительно, что законопослушные граждане стали держаться подальше от мест, где им может грозить опасность.

Да, в настоящее время большинство торговых центров оборудованы новейшими системами безопасности. Однако при желании можно запросто найти так называемую серую зону – место, где нет камер видеонаблюдения. Каждый здравомыслящий человек хорошо знает, что в ТЦ нужно внимательно следить за своими вещами, а от мест скопления сомнительных лиц держаться подальше. И это уже не говоря о том, что многие люди чувствуют себя некомфортно, находясь среди толпы.

Старая бизнес-модель

Пейджеры, прокат видеокассет, операторы такси – все это пережитки прошлого, которые сейчас не пользуются популярностью. С торговыми центрами сейчас происходит то же самое. Сперва небольшие магазинчики были вытеснены гипермаркетами. Затем гипермаркеты стали закрываться из-за того, что в городах появились торговые центры. Теперь же ТЦ теряют свою актуальность, поскольку одежду, продукты, лекарства и другие вещи можно без проблем заказать в Интернете с доставкой до двери.

Да, "староверы" все еще продолжают говорить о том, что перед покупкой товар нужно обязательно пощупать. Однако если ты покупаешь один и тот же набор продуктов или продукцию от любимого бренда, то это правило сходит на нет. Вот и получается, что ангары для современного поколения уже не нужны. Особенно если учитывать тот факт, что в Интернете товар дешевле, ведь магазину не приходится платить деньги за аренду помещения.

"Зачем мне тратить свое время"

Звучит невероятно, но современный покупатель не готов тратить 15 минут на то, чтобы одеться и пройтись до ближайшего торгового центра. Гораздо проще купить бургер или корзину продуктов с доставкой до дома или офиса. Современные банки предлагают бесплатную доставку любых товаров при условии подписки, стоимость которой в редких случаях превышает 2000 рублей в месяц.

Посчитайте, сколько времени вы тратите каждый день на то, чтобы сходить в магазин. А теперь умножьте это количество часов на вашу ставку на работе и подумайте, сколько бы вы смогли заработать лишних денег, если бы рационально распоряжались своим временем. Скорее всего, данная сумма не только окупит подписку на службу доставки, но и превзойдет ее.

Устаревшие развлечения

Помните, как открывались первые торговые центры в вашем городе? Чтобы приобрести билет в кинотеатр, необходимо было прийти за несколько часов (а лучше день) до сеанса. Сейчас же кинокомплексы являются якорем, который тянет ТЦ на одно. Ведь под них выделено огромное пространство, которое можно было занять чем-то другим. Нередко бывает так, что фильм на большом экране включают для 3-5 зрителей, в то время как остальные потенциальные клиенты смотрят кино дома.

А вспомните те разнообразные игровые автоматы, в которых дети и их родители оставляли огромные суммы. Сейчас в большинстве ТЦ игровые зоны либо закрылись, либо заметно сократились. Людям попросту стало неинтересно оставлять свое деньги в автоматах, которые больше раздражают, чем приносят удовольствие.

Впустую потраченные деньги

Чтобы добраться до торгового центра, необходимо потратить деньги на проезд на автобусе или сесть на личный автомобиль и полчаса стоять в пробке. Причем далеко не факт, что вы достигнете цели поездки, ведь нужного товара может не оказаться на полке магазина, а понравившаяся вещь может быть не представлена в нужном размере. В итоге деньги на проезд или бензин потрачены впустую.

Сейчас гораздо проще совершать покупки в интернет-магазинах. Многие скажут, что одежду там не примеришь, но ведь есть таблица размеров. Просто измерьте свое тело, после чего сопоставьте информацию с написанными данными, и вы получите одежду, которая подходит вам идеально. А если вас что-то не устраивает, то вы всегда можете оформить возврат. Исключение составляет лишь несколько категорий товаров, которые и в обычном магазине возврату не подлежат. А даже если и подлежат, то это нужно опять возвращаться в ТЦ, тратя на это деньги и время.

Что ждет ТЦ в будущем

Если мы будем следовать по американскому сценарию развития событий, то, скорее всего, в городах в среднем останется 1-2 крупных ТЦ, которые смогут выдержать конкуренцию. Остальные магазины закроются, а здания, в которых они находились, будут переоборудованы под офисы или какие-нибудь предприятия. Конечно, вряд ли крупные компании сдадутся быстро. Скорее всего, совет директоров сперва примет решение привлечь покупателей различными скидочными программами. Та же «черная пятница» до сих пор превращает ТЦ Америки в площадки для съемок фильмов про зомби-апокалипсис. Однако вряд ли торговые центры смогут предложить то, чего не в силах дать покупателю интернет-магазины.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы часто ходите за покупками в ТЦ?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.