Сахар делает мышей сонными

Многие родители полагают, что причиной гиперактивности их детей являются съеденные конфеты или другие сладости. На самом же деле сахар скорее вызовет сонливость, чем гиперактивность. Именно таков результат последних исследований на мышах.

сахар

Новые труды ученых из Европы

«Нам всем знакомо желание поспать после сытного обеда», - говорит Кристоф Варин, специалист по изучению мозга в Лионском исследовательском центре (Франция). Именно его команда в ходе исследований доказала, что именно сахар является основной причиной возникновения непреодолимого желания вздремнуть после приема пищи.

Основным объектом экспериментов, проведенных командой Варина, стали мыши. Им непосредственно в мозг делались инъекции глюкозы – одного из простых сахаров. Это была своеобразная имитация того, что происходит с мозгом после сытного обеда. Потребление пищи, богатой углеводами, приводит к повышению уровня сахара в мозге. Углеводы – это сахар и крахмал, которые в больших количествах содержатся в столовом сахаре, фруктовых соках, мучных блюдах, рисе и картофеле.

сахар

Подробности

Ученые вводили глюкозу в особую зону головного мозга мышей. Клетки этой зоны ответственны за сон. Известно, что различные вещества, которые передают информацию внутри мозга, в то же время подавляют активность «сонных» нервных клеток, а значит, провоцируют бессонницу. Последние исследования показывают, что глюкоза производит обратный эффект: она повышает активность нейронов, ответственных за сон.

В первые 2 часа после инъекций мыши крепко засыпали. Такой сон еще называют медленным. Он является противоположностью фазы быстрого сна. Мыши, которым вкололи глюкозу, засыпали быстрее и находились в таком состоянии дольше, чем те, которым ввели питательную смесь, не содержащую сахара.

«Сонные» клетки мозга сразу чувствуют присутствие глюкозы. И чем большее количество сахара они распознают, тем активнее подают мозгу сигнал о том, что пора вздремнуть. Команда из Лионского исследовательского центра опубликовала свои открытия в журнале «Неврология» (Journal of Neuroscience, номер от 8 июля 2015 года).

Утверждение о том, что сахар провоцирует сонливость, может удивить не только родителей. Это настоящий шок и для производителей энергетических напитков. Последние обычно битком набиты сахаром. Употребление энергетиков приводит к мгновенному всплеску активности. Но через некоторое время бодрость сменяется сонливостью, даже если вы выпили не просто сладкий напиток, а энергетик с содержанием кофеина.

Инстинкт выживания

Так почему же нам так хочется поспать после сытного обеда? Ученые говорят о том, что так нам подсказывает один из самых древних инстинктов – инстинкт выживания. Если у человека или животного после еды возникает сонливость, значит, пища была действительно питательной для организма. А «правильную» еду нужно тщательно переварить.

сонливость

Вот какие интересные результаты у исследований на мышах. Ученые полагают, что «сонные» клетки мозга у людей устроены примерно так же, как и у мышей. Но чтобы быть уверенными в этом в полной мере, потребуется провести еще не одно исследование.