Зачем крутить шарик на палочке, когда можно зайти в Google Maps: с какими трудностями сталкивается компания, до сих пор активно производящая глобусы для всего мира

Почти 10 лет назад груз из нескольких сотен глобусов прибыл в порт в Чили. Даже опытный учитель географии не нашел бы в них что-то неправильное: они были круглыми, изображали Землю и прошли бы проверку почти в любом другом месте, но таможенные чиновники отправили их обратно в Replogle Globes, компанию-производителя глобусов из США.

Проблема была в том, что карты на них не соответствовали взгляду Чили на мир: некоторые спорные территории, по мнению чилийцев, должны принадлежать им. Это мнение, разумеется, мало волнуют большинство других стран. "Забавно, что одна конкретная страна обычно обращает внимание только на свою территорию, не задумываясь об остальных", - говорит Кевин Джурни, главный картограф Replogle.

Картограф Джурни

Джурни отвечает за точность карт на сотнях тысяч глобусов, которые Replogle продает в 100 различных странах каждый год. Когда он был нанят в штат сотрудников компании 27 лет назад, Google Maps еще и в проекте не было. Replogle еще не достиг своего рекордного пика продаж, который наступит в четвертом квартале 2001 года - после событий 11 сентября. В то время в школах и домах глобусы, атласы и бумажные карты были единственным общедоступным источником информации о географии и масштабах мира. Сейчас, в эпоху, когда вы можете "прогуляться" по улицам в своем браузере и точно определить любое место в мире за считаные секунды, глобусы, особенно в Америке, становятся больше декоративными объектами.

Учитывая пожелания

Но за рубежом, во многих других странах, где Replogle также продает глобусы, они все еще используются в школьных классах."За рубежом - в Китае и Японии, Сербии, и других странах, география невероятна важна, - говорит Джурни. - Для таких стран, как Чили, глобус может быть чем-то большим, нежели антиквариат или даже образовательное пособие - это выражение национальной идентичности, проявление гордости и определенного геополитического взгляда на мир". Как ведущий картограф компании, Джурни отвечает за своевременное отслеживание и точное соблюдение границ стран мира, а также за то, как "адаптировать" глобус для конкретной страны.

Такая геополитическая реконфигурация всегда была частью политики компании Replogle, которая была основана бывшим продавцом канцтоваров Лютером Реплоглом в начале Великой депрессии (расцвет пришелся на времена Второй мировой войны, когда у власти был президент Рузвельт). Как написал в 1986 году предшественник Джурни Лерой Толман, проработавший в компании 44 года, "клиент не всегда прав, но он всегда клиент".

Не поделили территорию

Взять, к примеру, эти глобусы в Чили. На любом глобусе, приемлемом для Национального департамента государственных границ, должны быть указаны территориальные претензии страны в Антарктиде. Он также должен указывать морскую границу, которая появилась после войны 19-го века в Тихом океане, в которой Чили отвоевала земли у Перу и Боливии, а затем потребовала большую часть щедрых вод у южного побережья. В 2014 году Международный суд в Гааге вынес решение в пользу Перу, отняв почти 20000 кв. км океана у Чили, но не убрав с глобусов. "Чили предоставляет нам фактические размеры, а также широту и долготу и направление этой морской линии", - говорит Джурни.

Джурни согласовывает корректировки с соответствующими правительственными учреждениями в странах, но ошибки все равно случаются. "В 99,999 % случаев ошибка в доставке, - говорит он. - Глобусы, отправленные в Чили, были на испанском языке, но без утвержденной картографии. Поэтому они поехали обратно".

Одна ошибка может дорого обойтись

Чили является одной из 11 стран, наряду с Японией, Китаем, Аргентиной, Турцией, Индией, Пакистаном, Грецией, Израилем, Украиной и Россией, которые требуют специальной картографии от Replogle. "Чтобы продавать глобусы в этих конкретных странах, вы должны соблюдать правила и регламенты этой страны, - говорит Джурни. - Это может прозвучать как шутка, но в некотором смысле я могу начать войну своей ошибкой".

В настоящее время самый яркий пример этого - Кашмир, преимущественно мусульманская Гималайская территория, на которую претендуют как Индия, так и Пакистан. В августе 2019 года индийское правительство отменило особый статус Кашмира как автономного региона, направило туда тысячи военнослужащих и отрезало всю телефонную связь и интернет в регионе. "В течение следующих трех месяцев я получил 15 звонков по поводу Кашмира", - говорит Джурни, отмечая, что как американские, так и индийские клиенты интересовались тем, как Replogle изображает этот регион. Ответ зависит от того, кто вам звонит. Для глобусов, проданных в Индию, он говорит: "Мы должны убедиться, что наши границы соответствуют правительству Индии". И показать Кашмир в его границах. В противном случае Джурни не выполняет обязательств перед мировым справочником Центрального разведывательного управления, который размещает пунктирные линии вокруг региона.

Ошибки "планетарного" масштаба

В Китае глобусы должны показывать Тайвань как часть более крупной Народной Республики, используя ту же окраску, что и материк. Они также изображают линию из девяти тире, отделяющую значительную часть Южно-Китайского моря, на которую некоторые страны (Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань) также заявили свои притязания. В начале октября 2019 года граница появилась на карте в анимационном фильме "Эверест", в результате чего Вьетнам и Малайзия изъяли фильм из кинотеатров. "Если мы не учтем эти нюансы, эти линии, мы не сможем продавать глобусы в Китае", - говорит Джурни.

"Есть ли у меня какая-то политическая позиция? Я бы не стал так утверждать. Конечно, меня заботит мнение определенных стран, ведь это их история... Но по большей части наш проект должен помогать нашим клиентам учиться. Чему - это уже решать самим странам, которые просят нам указать нюансы их геополитики на глобусе", - заключает Джурни.

Название имеет значение

По мнению картографа, Совет США по географическим названиям (федеральный орган, который работает с министром внутренних дел для обеспечения единообразного использования названий во всем федеральном правительстве и на который Джурни опирается в качестве главного источника информации) находится под сильным влиянием американской политики. Как объясняет Трент Палмер, исполнительный секретарь по иностранным названиям, "поскольку мы являемся частью правительства США, нам нужно представить единую правительственную позицию на зарубежных площадках". Комитет по иностранным названиям состоит примерно из 15 членов от различных федеральных агентств, включая Государственный департамент, ЦРУ и Библиотеку Конгресса. "У госдепартамента может быть своя позиция по определенному вопросу, и для того, чтобы соответствовать внешней политике, название будет таким, которое разрешает использовать Совет", - объясняет Палмер.

Это приводит к тому, что одна и та же территория может называться по разному. Например Японское море (оспариваемое Кореей) или Персидский залив (который арабские страны называют Арабским заливом). "Названия невероятно важны в политическом смысле".

Сегодня куда ни плюнь - вокруг картографы

И хотя глобусы сегодня встречаются все реже, Джурни говорит, что за последнее десятилетие он заметил рост географической осведомленности и особое внимание к устаревшим границам, названиям или ошибкам. "Большинство клиентов, конечно, звонят, чтобы пожаловаться, - причитает Джурни. - Сегодня все вокруг сами себе географы, которые лучше осведомлены об обновлениях карт. Похоже, что люди все тщательнее следят за тем, что происходит в мире геополитики".

В мире, где Google Maps нас учит географии

Теперь, когда Google Maps становится самым влиятельным картографом в мире (настолько влиятельным, что в 2010 году Никарагуа использовала ошибку границы в качестве предлога для вторжения в Коста-Рику), Replogle сохраняет свой бизнес, сосредоточившись на глобусах как артефактах, реликвиях, которые (в отличие от якобы реальных и меняющихся цифровых карт Google) запечатлевают геополитический момент их создания.

Джурни понимает нынешнее положение дел в мире. "Я стараюсь, как могу, чтобы поддерживать актуальность нашего товара, - говорит он, - но большинству людей все равно, что на карте".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А у вас есть дома глобус или вы тоже "прогуливаетесь" по миру в Google Maps?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.