Произошла передача ряда функций в область коллективного разума: ученые узнали, почему у современного человека уменьшился мозг

Команда ученых из США изучила 985 современных и ископаемых черепов человека. Эксперты выяснили, что человеческий мозг в 2 раза быстрее увеличивался в размерах в период с 2,1 до 1,5 млн лет назад и снова начал уменьшаться 3000 лет назад. Соответственно, менялись и размеры мозга. Исследование ученых обнародовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution. Почему размеры мозга менялись в процессе эволюции человека?

Что выяснили ученые

Давно известно, что мозг человека в течение плейстоцена увеличивался в размерах, потому что наши далекие предки становились все более организованными и выполняли все более сложные действия в процессе своей социализации. В голоцене мозг человека начал уменьшаться. Причины и точное время такого перехода с роста на уменьшение до сих пор не установлены.

В процессе исследования структуры и размеров колоний разных видов муравьев, а также физиологии и применения энергии на уровне единичных насекомых, американские эксперты установили, что мозг муравьев в низкоорганизованных сообществах больше (если сравнивать его с параметрами тела), чем в высокоорганизованных колониях.

Ученые говорят, что в муравьиных социальных группах, где есть четкое разделение обязанностей, а решения принимает коллективный разум, мозг насекомых стал меньше, чтобы быть более энергоэффективным.

Теория экспертов

Сообщества людей и муравьев сильно отличаются, но авторы исследования говорят, что у них имеются общие социальные черты, к примеру, совместное изготовление продуктов питания, разделение труда и групповое принятие решений. Эти особенности не всегда для людей были характерны, а возникли на рубеже голоцена и плейстоцена. На этом же этапе произошла трансформация размеров мозга.

Исследователи выдвинули теорию, что через некоторое время все большая экстернализация данных, требующая все меньше энергии для хранения колоссального объема сведений в частном порядке может привести к уменьшению параметров человеческого мозга.

Подробности

Размер человеческого мозга увеличился почти в 4 раза за 6 млн лет, но считается, что он начал уменьшаться в объеме с конца последнего ледникового периода. Причина этого уменьшения неизвестна. Ученые проанализировали точки изменения, чтобы оценить скорость эволюции мозга гомининов. Их датировки не подтвердили гипотезу о том, что мозг человека уменьшился, потому что его тело стало меньше в результате перехода на сельскохозяйственную диету.

Люди живут в социальных группах, где мыслящие личности способствуют возникновению коллективного разума. Хотя трудно изучать древнюю историю гомининов, влияние размера группы, социальной организации, коллективного интеллекта и других потенциальных селективных сил на эволюцию мозга можно объяснить, используя муравьев в качестве моделей.

А вы интересуетесь новыми исследованиями ученых?