Как устрицы и другие моллюски выращивают идеально симметричные жемчужины

Жемчуг давно пользуется особой популярностью у ювелиров и светских модников. Все знают, что этот минерал получают из морских раковин, однако никто не мог понять, как моллюски придают жемчужине идеальную форму сферы. На этот вопрос ответили ученые, проведя исследования на базе Австралийского национального университета в Канберре.

Как моллюски создают идеальную сферу жемчуга

Группа ученых со всего мира решила узнать секрет симметрии жемчуга у устриц. Для этого они взяли контрольные образцы из жемчужных устриц акойя на австралийской жемчужной ферме. Исследователи разрезали жемчуг поперек, полировали его половинки, а после изучали структуру жемчужин с помощью рамановской спектроскопии. Во время наблюдения за одним из образцов ученые обнаружили, что моллюск создавал жемчужину 548 дней. За это время он выложил 2615 слоев перламутра.

В итоге выяснилось, что устрицы наращивают слой перламутра вокруг кусочка мусора, попавшего внутрь моллюска. Они накладывают минерал слой за слоем, а если обнаруживают шероховатости поверхности, регулируют толщину перламутрового слоя. Так они выравнивают жемчужину, придавая ей форму идеальной сферы. Такое колебание слоев перламутра ученые назвали 1/f-шумом, или розовым шумом.

Связан ли жемчуг с космонавтикой

Несмотря на то что жемчуг используют в основном для украшений, перламутр - очень легкий и в то же время сверхпрочный материал. Он состоит из карбоната, кальция и белка. В совокупности перламутр в 3 тысячи раз прочнее составляющих его компонентов. Так, перламутр можно назвать природным композитным материалом.

Это его свойство оценили инженеры, создающие оборудование для полетов в космос. По их задумке жемчуг можно использовать для более эффективных солнечных батарей или жестких и термостойких материалов на космических кораблях и марсоходах.

Нравится ли вам жемчуг и носители ли вы его?