Радиосигналы из космоса и мумифицированный мамонтенок: 10 самых крутых научных открытий июля 2022

По состоянию на 2014 год ежегодно публиковалось около 1,8 миллиона научных статей в 27 000 журналах. Это почти 5000 статей, публикуемых каждый день, каждая из которых содержит какую-то новую крупицу информации, дающую более глубокое понимание мира природы. И судя по недавним тенденциям, эти цифры увеличиваются с каждым годом. Каждый месяц мир науки радует новыми открытиями. Чем же запомнится июль 2022-го?

Виртуальная реальность помогает людям преодолевать фобии

Существует несколько способов лечения фобий, наиболее распространенным из них является экспозиционная терапия. Она работает по принципу "посмотри своему страху в глаза", то есть пациенты попадают в ситуации, где сталкиваются со своими страхами. Ученые из Университета Отаго в Крайстчерче опубликовали новое исследование, в котором изучается использование программы виртуальной реальности для проведения цифровой экспозиционной терапии.

Приложение, которое доступно для смартфона, учитывает серьезность фобии, чтобы разработать соответствующую программу воздействия. Результаты исследования были настолько успешными, что некоторые участники перешли от умеренных или тяжелых симптомов к легким симптомам всего через шесть недель.

Пульсирующий радиосигнал обнаружен в космосе

Время от времени астрономы обнаруживают космические события, называемые быстрыми радиовсплесками, приходящими из самых глубин космоса. Эти всплески обычно длятся всего несколько тысячных долей секунды, но высвобождают больше энергии, чем Солнце за год.

Долгое время было не совсем ясно, где и как производятся эти всплески. Во многом это связано с тем, что они часто приходят из далеких мест в других галактиках, и что всплески очень недолговечны и фиксируются только один раз, прежде чем исчезнуть. Первый локальный радиовсплеск, возникший в нашей галактике, был обнаружен в 2020 году, что позволило астрономам проследить его происхождение. Он был вызван магнетарой, нейтронной звездой с невероятно сильным магнитным полем.

Обнаруженный в июле радиовсплеск, получил название FRB 20191221A. Он обладает рядом интересных качеств, которые делают его самым уникальным из когда-либо обнаруженных. Вместо всплесков, длящихся тысячные доли секунды, этот объект пульсирует около трех секунд, что примерно в тысячу раз дольше, чем у его "собратьев". Более того, он периодически пульсирует в виде вспышек, повторяющихся каждые 200 миллисекунд в ритме, мало чем отличающемся от сердцебиения.

Столкновения с астероидами создают алмазоподобные материалы

Хотя наука позволила нам создавать синтетические алмазы в лаборатории, блестящие драгоценные камни существовали в природе задолго до этого. На самом деле, чтобы производить синтетические бриллианты, сначала нужно получить кусок природного бриллианта, который будет служить точкой зарождения.

Алмазы обычно образуются глубоко под поверхностью Земли в среде с сильным нагревом и давлением, но оказывается, что Вселенная нашла более одного способа их создания. Удары астероидов приносят тепло и давление в пиках, создавая условия, которые могут быть пригодными для производства алмазов. Международная группа ученых недавно опубликовала исследование, которое подтверждает, что ударный элемент возрастом 50 000 лет создал новые алмазоподобные материалы, когда упал на нашей планете.

Перья согревали динозавров во время триасового вымирания

Вымирание в конце триаса, которое произошло примерно 200 миллионов лет назад, унесло жизни примерно 75 % всего живого на Земле. Тем не менее динозавры каким-то образом выжили и продолжали править миром следующие 135 миллионов лет. Как им удалось выжить, когда так много их современников вымерло, стало предметом недавнего исследования.

Результаты показывают, что секрет выживания связан с процессами, которые привели к вымиранию, и перьями. Причиной массового вымирания стала серия глобальных извержений вулканов. Аэрозоли серы блокировали солнечный свет, вызывая зимы, которые могли длиться десятилетиями. Многие животные, приспособившиеся к сравнительно теплому климату, не могли выжить, пока не рассеялась атмосферная сера, но пернатые динозавры смогли.

Косатки охотятся и убивают больших белых акул

Грозой океанов всегда считались большие белые акулы, а косатки были как плюшевые мишки: большими и милыми животными. Недавнее исследование, проведенное в Южной Африке, показало, что две косатки систематически охотятся на больших белых акул в этом районе, и акулы напуганы. Ученые связали убийства с одними и теми же двумя косатками, изучив следы укусов на тушах, выброшенных на берег.

Результаты исследования показали, что большая популяция белых акул сократилась, и не только потому, что их убивают косатки. Остальные акулы начали ассоциировать китов с верной смертью и убегают из этого района.

Мало того, что косатки убивают акул, они также поедают их печень и в некоторых случаях другие органы. Это потому, что печень составляет значительную часть тела акулы и богата питательными веществами.

Обезболивающее будущего: охлаждение нервов

Обезболивающие средства, особенно опиоиды, несут в себе значительный риск зависимости, и ученые ищут альтернативные методы обезболивания.

В недавнем исследовании ученые разработали новый метод притупления хирургической боли. Вместо того чтобы использовать химические вещества для нарушения сигналов, посылаемых сенсорными нервами, они использовали температуру. Биорезорбируемая спираль, сделанная из тех же материалов, что и временные швы, была обернута вокруг нерва. Каналы в спирали охлаждают нерв, чтобы замедлить его активность. По мере снижения температуры активность замедляется и в конечном итоге прекращается.

На Юконе нашли мумифицированного мамонтенка

Мумифицированный мамонтенок был найден на горнодобывающем участке в Юконе, в пределах традиционной территории Трондэк-Хвечин. Представители правительства Юкона и Трондек Хвэхин совместно работают над сохранением и изучением животного.

Считается, что мумии, получившей название Нун чо га, что на языке хань означает "большой детеныш животного", около 30 000 лет, и она прекрасно сохранилась в вечной мерзлоте.

Раскрытие истоков теплокровности

Внутри внутреннего уха находится жидкость, называемая эндолимфой, которая заполняет полукружные протоки. Это помогает с балансом: позволяет ощущать движения и поддерживать равновесие. Она меняет вязкость в зависимости от температуры. Таким образом, ученые предположили, что можно изучить происхождение теплокровности, исследуя структуру внутреннего уха.

Исследователи сравнили размеры каналов внутреннего уха 243 живых видов, а также 64 вымерших и обнаружили изменения в структуре каналов, произошедшие примерно 223 миллиона лет назад. Эти изменения согласуются с тем, что можно было бы ожидать, если бы животные начали становиться теплокровными. Обнаружены также дополнительные изменения тела, произошедшие примерно в то же время (усы, мех и т. д.). Все это говорит о том, что переход к теплокровности начался намного раньше, чем считали до этого.

Каннибалистическая нейтронная звезда — самая тяжелая из когда-либо обнаруженных

Пульсар PSR J0952-0607 - нейтронная звезда, впервые обнаруженная в 2017 году. Новый анализ звезды, определил, что это самый тяжелый из когда-либо обнаруженных пульсаров с массой в 2,35 раза больше массы Солнца. По оценкам, объект находится на расстоянии от 3200 до 5700 световых лет в созвездии Секстанта.

Ученые построили наноробота из ДНК

Ученые из INSERM, SNRS и Университета Монпелье разработали новый способ исследования активности клеток человека. Команда сконструировала наноробота из ДНК, сложенной в виде оригами. Робот достаточно мал, чтобы взаимодействовать с клетками человека с разрешением в один пиконьютон. Такой уровень точной силы позволяет роботу нацеливаться на определенные механорецепторы на поверхности клетки и активировать их, чтобы ученые могли видеть, как они функционируют.

Следите ли вы за научными открытиями?