Дважды в сутки Луна сотрясается от крошечных толчков: что заставляет "дрожать" наш спутник утром и вечером

Луна, как и Земля, подвержена сейсмической активности, но землетрясения на нашем небесном спутнике происходят реже и слабее. Астронавты миссии "Аполлон-17" в 1972 году установили на Луне первый сейсмометр, который фиксировал лунные "трясения" в течение следующих пяти лет. Вот что было выяснено и чем эти данные важны для современных ученых.

Первые попытки изучить Луну

Данные миссии "Аполлон-17" позволили ученым сделать ряд важных открытий о космосе. Во-первых, было описано целое разнообразие лунных землетрясений. Всего было обнаружено четыре типа лунных сейсмособытий:

• Приливные. Самые распространенные, происходят дважды в месяц из-за гравитационного воздействия Земли и Солнца.
  • Тектонические. Схожи с земными землетрясениями, вызваны скоплением напряжения в лунной коре.
  • Термические. Образованы из-за температурных деформаций в лунной коре и мантии.
  • Ударные. Редкие, но мощные, происходят при падении метеоритов.

Также астронавты и ученые, ведущие их с Земли, выяснили неожиданно высокую сейсмическую активность Луны. За пять лет сейсмометр зафиксировал более 10 000 лунных землетрясений, что было намного больше, чем предполагали наблюдатели. Некоторые лунные землетрясения происходили на глубине до 1200 км, что говорит о более сложной структуре лунного недра, чем считалось ранее.

Как именно происходят лунные "встряски"?

Дважды в сутки, когда Луна проходит над точкой, расположенной непосредственно на противоположной стороне Земли, она оказывает на нашу планету наибольшее гравитационное воздействие. Это приводит к незначительному "вытягиванию" Земли в сторону Луны, что вызывает приливные деформации. Но что в это момент происходит на самой Луне?

Эти деформации, хоть и незначительные, достаточно сильны, чтобы вызвать слабые сейсмические колебания, регистрируемые сейсмографами. Они связаны с нагреванием поверхности луны от Солнца. Днем она раскаляется до 120 °C, а ночью резко остывает до -133 °C. Кора расширяется и сжимается стремительно, из-за чего и происходят разные сейсмические события.

Луна – ближайшее к Земле космическое тело с достаточно массивной гравитацией, чтобы вызывать эти приливные эффекты. В отличие от Земли, у нее нет атмосферы, которая поглощала бы эти колебания. Такие "лунные землетрясения" не представляют никакой опасности. Они являются ценным источником информации для ученых, изучающих внутреннюю структуру Луны и Земли.

Почему эти открытия так важны сегодня?

Современным ученым важен сам факт понимания эволюции Луны. Исследуя ее сейсмическую активность, ученые могут узнать больше о внутреннем строении Луны, ее истории и геологическом развитии.

Лунные землетрясения могут указывать на места залегания подземных вод, ценных минералов и других ресурсов. Это также облегчает подготовку к будущим лунным миссиям, помогает оценить риски для астронавтов и лунных баз.

Сравнивая землетрясения на Луне и Земле, ученые могут получить более глубокие знания о динамике планет и сейсмических процессах в целом. Вот почему данные о лунных землетрясениях, полученные "Аполлоном-17" и современными миссиями, играют важную роль в понимании нашего естественного спутника и потенциале его использования в будущем.

А вы знали, что на Луне бывают землетрясения?