Новое исследование: почему старение наступает резкими волнами в возрасте 40 и 60 лет

Старение – естественный процесс, затрагивающий каждого из нас. Однако новое исследование, опубликованное в британском журнале Nature Aging, показывает, что изменения, связанные с возрастом, происходят неравномерно, резкими волнами в определенные периоды нашей жизни, в частности в возрасте сорока и шестидесяти лет. Какие же выводы можно из него сделать?

Новое исследование и его результаты

В эксперименте приняли участие более ста добровольцев в возрасте от 25 до 75 лет. Они предоставляли образцы крови и кала каждые три-шесть месяцев на протяжении почти двух лет. Ученые из Великобритании отслеживали уровень более чем 135 000 молекул и микробов, отражающих активность клеток и тканей организма.

Результаты показали, что изменения концентрировались вокруг двух ключевых возрастных точек: 44 года и 60 лет. Это говорит о том, что в эти периоды старение может ускоряться и стоит особенно внимательно следить за своим здоровьем.

40 лет – начало изменений

В этом возрасте участники исследования демонстрировали биологические различия, связанные с ослаблением мышц, ухудшением здоровья сердца и снижением эффективности метаболизма. У людей наблюдалось снижение активности клеточного сигнального пути, ответственного за расщепление алкоголя и жиров.

Эти изменения объясняют, почему многие участники в возрасте 40 лет начинают замечать ухудшение физической формы, чаще получают мышечные травмы и жалуются на тяжелое похмелье.

60 лет – вторая волна

В этом возрасте у участников исследования наблюдалось снижение иммунной защиты. Также установлено, что пожилые добровольцы чаще жаловались на сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с почками, а также на диабет 2-го типа.

Ученые заявили, что 60-летние люди должны своевременно проходить медицинские осмотры и вести активный образ жизни, чтобы замедлить процесс старения.

Проблемы эксперимента

Несмотря на интересные результаты, исследование имеет и свои ограничения. Участники были выбраны из одной географической области (Пало-Альто, Калифорния), что не отражает общую картину. А небольшое количество участников и отсутствие долговременного наблюдения за ними ставят под сомнение универсальность полученных данных.

Ученые отмечают, что для подтверждения результатов необходимо провести более масштабное исследование с разнообразной выборкой участников из разных городов и даже стран.

Потенциальные причины волн старения

На данный момент причины, по которым именно 40 и 60 лет стали критическими точками в состоянии здоровья, до конца не ясны. Авторы эксперимента собираются проверять несколько догадок в будущих работах.

Так, Майкл Снайдер, один из авторов эксперимента, считает: у 60-летних снижение функции иммунной системы приводит к тому, что нарушается работа различных органов. А малоподвижный образ жизни в среднем возрасте, в свою очередь, может объяснить различия, наблюдаемые у 40-летних, но это также могут быть гормональные изменения у женщин. Однако менопауза сама по себе не может объяснить тенденции, наблюдаемые в исследовании, так как и мужчины, и женщины демонстрировали одинаковую степень возрастных различий в обеих возрастных группах.

Несмотря на ограничения, исследование подчеркивает важность образа жизни в процессе старения. Снайдер считает, что людям в возрасте 40 лет необходимо регулярно проходить медицинские осмотры, сдавать анализы крови на липиды, контролировать артериальное давление, заниматься спортом, правильно питаться для улучшения качества жизни и замедления процесса старения.

Связь мозга и образа жизни

Кстати, с учеными из Великобритании согласны и специалисты из США, которые заявили, что образ жизни влияет и на старение мозга. Исследователи, изучающие данные МРТ главного органа центральной нервной системы почти 10 000 человек, обнаружили, что уровень биологического старения мозга тесно связан с уровнем стресса, воздействием загрязнения окружающей среды и ожирением. Эти факторы приводят к ухудшению когнитивных способностей, снижению памяти и повышению риска развития нейродегенеративных заболеваний.

Малоподвижный образ жизни приводит к различным заболеваниям, включая диабет и сердечно-сосудистые заболевания, которые, в свою очередь, негативно влияют на мозг. Недостаток сна, повышенная тревожность и депрессия могут ускорить процесс его старения.

Другие факторы риска

Исследования подтвердили, что курение – один из главных факторов риска для мозга. Табак содержит множество токсинов, которые повреждают клетки самого сложного органа нашего организма и ухудшают его функции.

Диета, бедная антиоксидантами и важными питательными веществами, также способствует ускоренному старению мозга. Недостаток омега-3 жирных кислот, витаминов и минералов приводит к снижению когнитивных функций.

Как замедлить процесс старения мозга

По словам ученых, полностью остановить старение мозга невозможно, однако есть несколько способов замедлить этот процесс. Один из них – физическая активность, которая способствует кровообращению и стимулирует рост новых нейронов.

Правильное питание, богатое антиоксидантами, также поможет в защите мозга, а регулярные упражнения, например головоломки или обучение новым навыкам, способствуют сохранению когнитивных функций.

Основываясь на этих исследованиях, ученые рекомендуют заниматься спортом и следить за весом. Это поможет замедлить процессы старения.

Новые исследования подчеркивают важность здорового образа жизни и регулярного прохождения диспансеризации в возрасте сорока и шестидесяти лет. Они открывают новую страницу в понимании процессов старения и помогут в будущем разработать на основе биологических данных одного человека эффективные модели прогнозирования его заболеваний.

Старение не просто неизбежный процесс, а состояние, которое можно контролировать и замедлять. Правильное питание, физическая активность и регулярные медицинские осмотры могут существенно повлиять на качество жизни в зрелом возрасте. Введение здоровых привычек в ежедневную жизнь поможет улучшить общее самочувствие.

И помните: здоровье – это результат того образа жизни, который вы ведете.

А что вы делаете, чтобы замедлить процесс старения?