“В театре наступила золотая пора в работе”: Сергей Юшкевич о сложных 90-х, переезде в столицу и другом Гамлете

В работе над ролью он всегда ведет внутренний диалог со зрителем. Так его учили в Щукинском училище – играя злодея, ищи, в чем он хороший, а играя героя, думай о его червоточине. Только тогда у персонажа появится глубина. Он актер театра "Современник", 23 года в прославленной труппе. До сих пор режиссеры уверены – Сергею Юшкевичу можно смело доверять самые сложные задачи.

О сложных 90-х

Именно в конце 90-х годов Сергея Юшкевича узнала вся страна. На экраны вышел фильм Тодоровского "Страна глухих". Потом была роль в картине "Тоталитарный роман" – громкая и узнаваемая. И, казалось бы, актер после такого успеха становится звездой и ни о чем далее не беспокоится – есть деньги, роли, карьера идет вверх. Но Сергей Юшкевич всегда называл себя, прежде всего, театральным артистом.

Он рассказывает: "Для театра 90-е были сложнейшим временем. Покинули тогда профессию многие. Зарплаты копеечные были. Я тогда служил в Театре Маяковского после училища, за своим педагогом туда пошел, за Николаем Николаевичем Волковым. И вот помню окошко кассы, где зарплату выдавали. Получил – и сразу всем по очереди долги раздал. Себе уже даже на метро не хватало. Но я не думал бросать театр. Он спасал меня от быта, суеты мирской".

О переезде в столицу

После окончания школы Сергей Юшкевич решил ехать покорять столицу. Для подростка из Черновцов это было что-то вроде вызова самому себе. И тут – первый год не поступил, второй тоже, потом армия… Приходилось "крутиться", перепробовать разные должности. Характер тоже доводилось проявить не раз, с кулаками отстаивать свою правду. Но от своей мечты стать актером парень все равно не отказался.

Заслуженный артист вспоминает: "Я ж в Москву ехал не холодильниками торговать, не открывать бизнес свой. Я мечтал стать артистом. А время для этого было сложное. Старался не растерять свой запал, не утратить. Вокруг столько творилось всего. Это потом, когда я уже в "Современник" попал, в театре наступила золотая пора в работе, гастролях и материальном благополучии. Мне все вернулось сторицей, все мои мытарства".

Об уроках жизни из детства

Юшкевич признается, что был сложным ребенком, хулиганил, его даже однажды выгнали из школы. Он вспоминает: "Я просто резкий был, честный всегда. Говорил, что думаю. Получал за это, но и сам за правду бился. Даже с учителями. Может, детство повлияло, я же без отца рос. И у мамы характер не сахарный был.

С отцом я потом уже встретился, в возрасте 43 лет. Он меня поразил своей глубиной, порядочностью, уважением к маме. А с ее стороны я, наоборот, о папе слова доброго не слышал – только грязь. Да, он ушел от нее, ей было обидно. Но она и сама человек непростой. В общем, это все повлияло на меня, конечно. Хотя так я и сформировался, как личность, как артист. Папу простил от всей души. Понял его даже. Для него это было очень важно".

О другом "Гамлете"

Казалось бы, шекспировского "Гамлета" поставить как-то по-новому уже невозможно. Все вычитано, переработано и понятно. Но последняя постановка Евгения Марчелли, в которой Юшкевич сыграл роль Клавдия, поражает зрителей. Складывается ощущение, что никогда ничего до этого по бессмертному произведению поставлено не было.

Актер так говорит об этом нашумевшем спектакле: "Я давно знаю Марчелли, знаю, как он ставит. Поэтому я заранее понимал, что это будет другой "Гамлет". Сам Женя (Марчелли) не раз потом говорил, что мечтал поставить такого "Гамлета", который понравился бы ему лично, не такого, как все предыдущие. Я еще поначалу спорил с ним, я говорил ему, что по дороге на работу вглядывался в лица людей и понял, что им вообще не нужен никакой Шекспир.

Я спрашивал его: "Зачем опять ставить "Гамлета"? Это же никому уже не интересно". И мы договорились найти что-то такое, чем можно зацепить современного зрителя. И мы нашли. Долго подкрадывались к этому на репетициях, но у нас получилось. Первое, что мы сделали – отказались от стихов. Мы убрали сцену покаяния Клавдия. Оставили зрителям пространство для раздумий. Когда все вроде бы ясно, но не все очевидно".

О высоком профессионализме

Режиссер Евгений Марчелли так говорит о Юшкевиче: "Он очень сложный и напряженный до тех пор, пока не поверит в твою творческую состоятельность. Этому человеку можно доверить свой инструмент – себя. И тогда пойдет настоящее сотворчество. Он фантазийный, активный, очень творческий. Он соавтор моего спектакля.

К тому же он очень человечески включенный. Его любят все актеры, все в нашем театре. При этом я не скажу, что он душка. Он может прямо сказать, если ему что-то не нравится. Например, он против микрофонов на сцене. Зато Сергей бесконечно предан своему делу, каждую сцену разбирает по секундам. В итоге получается шедевр".

Заслуженная артистка России Евгения Крюкова признается: "Сережа настолько мощный актер, такое дарование, просто фантастика. Он настолько глубокий, интересный, не похожий даже на себя, потому что импровизирует постоянно. Но он настоящий, живой. Партнер замечательный. Знает, как поддержать, подсказать. Он – бездонная емкость для темперамента, но на сцене это все очень дозировано подается".

О внутренней боли и главной отдушине

Заслуженный артист признается, что однажды в 2012 году после спектакля у него произошла непонятная история. Юшкевич рассказывает: "К нам пришли на спектакль Алишер Усманов и Алина Кабаева. Мы отыграли, и меня пригласили к ним в ложе. Я пришел, Кабаева меня поцеловала, наговорили кучу комплиментов.

Потом, уходя, Усманов сказал худруку нашему Галине Волчек: "Я оплачу любой замысел на этого артиста. Без спонсоров, сам оплачу". У меня тогда сердце зашлось. Казалось бы, жизнь удалась. Но вот с тех пор, с 2012 года по 2021-й, у меня не было ни одного нового проекта. Ни одного предложения! Только старые спектакли продолжал играть. Что это было? Я не знаю. Может, работа каких-то шептунов, может еще что… Больно, конечно, до слез".

При этом Сергей Юшкевич признается, что в такие сложные времена для него главным стимулом не сломаться всегда была семья – жена и дочки. Он говорит: "У меня гарем, три девицы. Я их обожаю, у нас дома смех постоянно. Девочки подрастают, Селене старшей нравится дизайном заниматься, Дарина пробует себя в актерстве. Я хочу, чтобы она сама пробивалась, ни к кому не хожу просить за нее.

Об актерском табу

Сергей Юшкевич признается, что есть роли, которые он не стал бы играть никогда, ни за какие деньги. Он поясняет: "Не смог бы сыграть педофила. Мне предлагали, говорили: "Да тебе же сам Хабенский будет наручники надевать!" Да идите вы лесом все. У меня две дочери! И вообще на эту тему всякую мразь играть не буду никогда. А ее сейчас много снимают.

Какая-то новая генетика людей пришла. Они там отучились где-то в Нью-Йорке на каких-то курсах в подвале, а потом приезжают и качают права. Но здесь другие люди, культура у нас есть еще пока. Езжайте назад и там прорастайте. С такими вот не буду работать никогда. Я хочу нести свет, добро, искусство для людей. Для этого я живу, и так будет до конца моих дней".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы можете сказать о Сергее Юшкевиче как об артисте?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.