Красота в простоте: художник создает произведения искусства в 3D из обычных листов белой бумаги

Современным творцам доступно множество средств самовыражения: от классических холста и глины до новейших металлических сплавов и полимеров. Датский художник Питер Каллизен выбрал из этого многообразия обычную белую бумагу. Но довел умение работать с ней до совершенства.

Начало пути

Питер родился в Дании в 1967 году. Когда ему исполнилось 23 года, он начал свой творческий путь, на протяжении которого непрерывно совершенствовал и оттачивал свое мастерство. Только обучение в школах и университетах заняло у него 10 лет.

Сначала он получил образование в родной стране, в городе Орхусе. Пройдя в соответствующих школах курсы архитектуры (полный) и искусства (базовый), он в 1994 году поступил в Ютландскую академию искусств. Завершив обучение в ней в 1997 году, переехал в Лондон и поступил в Университет Голдсмита, который окончил в 2000 году.

Становление художника

Его профессиональное становление началось с обычного увлечения. Начав карьеру как художник, работающий в классических техниках, в свободное время он экспериментировал с бумагой. И лишь когда мастерство было доведено до совершенства, это стало основным направлением его работы.

Сейчас Каллизен держит собственную мастерскую в Копенгагене. Его картины видели выставочные залы крупнейших городов Дании, Швеции, Германии, Англии, Кореи, Испании и США. В числе его профессиональных успехов – трехлетний грант от Датского фонда искусств и медаль Эккерсберга от Королевской академии изящных искусств.

Он не только продолжает самосовершенствоваться, но и помогает профессионально расти другим художникам – читает лекции, проводит семинары и участвует в конференциях.

Магия обычной бумаги

Большую часть картин Каллизен создает в технике pop-up. Она основана на древних японских искусствах работы с бумагой – оригами (складывание фигурок) и киригами (вырезание объемных изображений). Но в отличие от своих прародительниц, pop-up допускает склеивание элементов.

Одной техникой художник не ограничивается, используя приемы классического рисунка и современной инсталляции.

В основном он использует обычные листы формата А4. Кажущийся таким непрочным и простым до банальности, этот материал как будто ограничивает автора в способах самовыражения. Но это лишь добавляет его работам индивидуальности, подчеркивая их философский подтекст.

Как правило, картины так и остаются первозданно-белыми. Лишь изредка он дополняет их карандашными набросками или расставляет акценты с помощью акриловой краски или цветной бумаги.

Единение двухмерного и трехмерного пространств

А вот с фактурой и расположением объектов он экспериментирует чаще. Четкие вырезанные силуэты порою соседствуют с мятой бумагой, а получившиеся фигуры необязательно находятся в пределах листа.

Иногда они и вовсе размещаются на отдельных от полотна картины подставках или подвесах.

Даже пустое пространство в его работах обыграно. Иногда оно просто помогает увидеть процесс создания фигур. А иногда полнее раскрывает их глубокий смысл, становясь неотъемлемой частью композиции – в виде теней, контуров и силуэтов.

Живопись, скульптура и архитектура переплетаются в его произведениях, рождая не просто шедевры визуального искусства. Каждая работа балансирует на грани между графическим изображением и сложным инженерным проектом.

Двухмерное и трехмерное пространство взаимодействуют на картинах, плавно перетекая одно в другое. Они как будто не имеют границ и точек отсчета, поэтому в первую очередь воспринимаются не на логическом, а на эмоциональном уровне.

За кажущейся легкостью, с которой Питер воплощает свои фантазии, скрываются не только талант и неординарное мышление. Тут нужны предельная внимательность и просто феноменальная усидчивость.

Мало придумать идею и нарисовать двухмерный рисунок, необходимо с математической точностью рассчитать его переход в трехмерную фигуру. На одну работу уходит огромное количество времени.

Философия чистого листа

Каллезен намеренно выбрал для своего творчества именно стандартную офисную бумагу.

Являясь самым распространенным средством передачи информации, она редко воспринимается как нечто самостоятельное. Чистый лист в коллективном восприятии – синоним незавершенности. Его красота – в том, что он обладает бесконечным потенциалом для творчества.

Как только на листе будет что-то написано или нарисовано, он тут же наполнится смыслом, над ним можно будет думать, его можно будет обсуждать. Даже чернильная клякса на его белой поверхности – уже повод для дискуссии. А что можно сказать о белом листе? Только то, что он поле, основа, начало.

Цель же Питера состоит в том, чтобы раскрыть идею чистого листа с обратной точки зрения – как нечто целостное и наполненное глубоким смыслом. Воспаряющие над первозданностью белого поля объемные конструкции являются новой ее интерпретацией. Они и холст, и произведение одновременно.

Когда линии, по которым сделаны надрезы, не очерчены, создается ощущение, что фигуры возникают по собственной воле, без чьего-либо участия.

«Я чувствую, что нашел материал, который будет понятен каждому, - говорит художник, - он кажется нейтральным, но я помогаю раскрыть его истинный смысл».

Удивительные творения

Хрупкость придает им еще большую значимость – заставляя быть внимательнее, обращаться с ними предельно бережно, затаить дыхание при попытке рассмотреть их ближе. Они будто созданы не из бумаги, а из философских рассуждений о недолговечности и непрочности всего, что нас окружает.

Иногда прекрасные и вдохновляющие, иногда пугающие или обескураживающие, образы на его картинах способны рассказать целую историю. Без единого штриха, без единой буквы.

История эта может заключать в себе тысячелетние эпохи, на протяжении которых созидаются и разрушаются цивилизации.

А иногда состоит лишь из одного момента – мимолетного, как взмах крыльев колибри.

При этом не возникает ощущения незавершенности. Работы целостные и законченные. Отчасти это ощущение создается за счет безупречно выверенных линий, отчасти – за счет вложенного в произведения смысла.

Глядя в самую суть

«Сочетание объемной фигуры и плоского листа, из которого она создана, кажется мне почти магическим. Пожалуй, это и есть магия: мы одновременно видим и то, что получилось, и то, чем оно было изначально, и неразрывную взаимосвязь этих состояний», - комментирует Каллизен свои работы.

Внутренняя суть его работ так же объемна и многогранна, как их внешняя форма. Они создают иную реальность, параллельную нашей, являющуюся объемным ее отражением. Попавшего в нее захватывает круговорот образов, которые сложно выразить словами: структура мироздания, тайна жизни и смерти, сущность природы, устройство общества, отношения между людьми, непостоянство человека и того, что создано им. Происходит своего рода эмоциональный диалог между художником, его творением и зрителем.

Посетители выставок Каллизена иногда буквально застывают перед одной из работ. И сложно понять, восхищены они неповторимой техникой исполнения или глубоко погрузились в рассуждения о собственной жизни.

Не только А4

Иногда в реальность, создаваемую Каллизеном, можно попасть не только фигурально, но и буквально. У него есть проекты, в которых ипостась архитектора выступает на первый план – полноразмерные модели и масштабные макеты.

Для их создания он использует совершенно другие техники, но основным материалом по-прежнему остается бумага, чаще всего ватман или картон.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам хватило бы терпения, чтобы создать нечто подобное?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.