До того как появились кофейные снобы, были снобы винные. И они порой были просто невыносимы. Настолько, что жена одного коллекционера разыграла его и его гостей на дегустации вин: незаметно поменяла одно очень дорогое вино на более дешевое. Самое интересное, что подделка была настолько хорошо принята, что она не решилась признаться в своей шутке. Гости дегустрировали и рассуждали о вкусе и аромате, которого быть не должно. Они думали, что действительно его чувствовали.
В каждой шутке есть доля дешевого вина
Эта версия дегустации вслепую впоследствии была воспроизведена еще несколько раз в разных точках земного шара (кстати, не только с вином). Это поставило под сомнение утверждение, что вкус у дорогого вина лучше, чем у дешевого. Не играет ли здесь большую роль восприятие? Разумеется, играет.
Некоторые исследования показывают, что среднестатический человек предпочитает дешевое вино дорогому только из-за того, что это позволяет его бюджет, и думает, что то, что ему недоступно — самые дорогие вина, — должно быть гораздо вкуснее, а настоящие ценители даже могут объяснить разницу между напитками, но только если они пробуют их сразу, один за другим. Вывод? Когда мы не знаем цены, большинство из нас наслаждается дешевым вином так же, как и дорогим. Но сами мы не думаем об этой особенности и постоянно грезим чем-то, что на самом деле этим совсем не является.
Как выбирать вино?
Перед тем как покупать самое дешевое вино в магазине, учтите и другие факторы, кроме стоимости. Вкус вина на самом деле мало зависит от самого вина. Вкус — это сочетание алкогольного напитка в стакане, окружения и того, как вы себя в этом окружении ощущаете. Также имеет значение температура вина, еда, с которой вы его сочетаете.
Когда вы пьете вино, вне зависимости от его стоимости, ваше восприятие будет влиять на его вкус. Если вы считаете, что оно дорогое, вероятно, оно будет ощущаться дорогим.
Социальные исследования
В одном исследовании 20 участников пробовали пять Каберне Совиньон, отсортированных по цене от 5 долларов до 90. Во время дегустации специальные машины измеряли уровень мозговой активности. На деле из 5 вин только 3 были настоящими (например, 90-долларовое было заменено 45 долларовым, и совсем не Каберне). Но чем дороже, как участники думали, вино стоило, тем вкуснее оно для них было (и, да, то, что за 90 долларов, оценили лучше всего). Забавно и то, что, пускай даже это не было правдой, наслаждались они им на самом деле: мозговая активность повышалась в геометрической прогрессии вместе с "повышением" стоимости напитка.
Из этого можно сделать вывод, что в дегустации вина есть моменты важнее самого вина. Мы привыкли определять дегустацию как простой процесс пробования напитка, тогда как на самом деле это интерпретация того, что мы пробуем. А на интерпретацию может влиять столько моментов, что легко позабыть об одном из них. Но цена точно в этом списке, так же как и окружение, и даже настроение.
Не важно что, важно с кем
Кроме того, постарайтесь вспомнить все дешевые и дорогие вина, которые вы пробовали, их вкус и запах. Вы не можете, верно? Но вы помните моменты, когда вы их пили и с кем, и как при этом себя чувствовали. Возможно, это были хорошие моменты, возможно, не очень (и тогда даже 90-долларовый Каберне Совиньон не захочется никогда больше брать в рот). Зато если вы весь вечер разговаривали с самыми близкими друзьями о самом сокровенном, пусть и подливая в бокалы нечто, что с натяжкой можно назвать вином, это хочется повторить, купить еще раз, в надежде воспроизвести воспоминания ярче, снова ощущить их.
Забавно, но, кажется, вино — более социальный элемент, чем мы думали раньше. И сам по себе он куда важнее, чем его цена. Столько исследований это показывают, но, и это куда важнее, мы можем убедиться в этом и сами.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание