Западно-европейский нигилизм
Наибольшее распространение данному термину предоставили нигилисты 19 века, поскольку именно в этот период нигилистическое движение приобрело особенный размах как в России, так и на Западе. Понятие "нигилизм" было впервые введено Ф.Г.Якоби, немецким философом. Наиболее яркий в истории философии нигилист - это, несомненно, Фридрих Ницше, полагающий, что истинного мира (каким он должен быть по мнению прохристианских мыслителей) не существует, что это не более чем иллюзия, фикция. О. Шпенглеру принадлежит идея о закате европейской культуры, разрушении прежних форм сознания. Еще один известный нигилист - это С. Кьеркегор, полагающий, что христианское вероисповедние претерпевает кризис, что и является причиной распространения нигилистических воззрений.
Нигилизм в России 19 века
Со второй половины 19 века в России стало нарастать движение, отрицающее сложившиеся устои социального общества. Разночинцы-шестидесятники проповедовали атеизм и материализм и высмеивали религиозную идеологию. Наибольшую популярность термин "нигилизм" получил благодаря всем известному роману Тургенева И.С. "Отцы и дети" и описанному в нем нигилисту Базарову. Общие народные настроения вполне отвечали идеям нигилизма, что и послужило распространению этого термина в массах.
Психологическая точка зрения
Тем, кто немного знаком с психологией и таким понятием как психологическая защита, становится очевидно, что нигилизм как раз является формой такой защиты.
По сути, нигилист - это человек, отчаявшийся в поисках смысла и причины своего бытия в мире. Окружающая действительность не отвечает внутренним представлениям человека о том, каким должен быть истинный мир, и это противоречие находит отражение в процессе отрицания. Так, нигилизм и нигилисты анализируются с точки зрения глубинной психологии. Человек разрывается между двумя тенденциями - стремлением к свободе и потребностью в принадлежности к группе. Чем сильнее стремление к свободе, тем более одиноким чувствует себя индивид на своем пути. В работе Э. Фромма "Бегство от свободы" описаны характеристики защитного механизма, когда человек неадекватно воспринимает данную свободу, а именно - стремление разрушить мир (хотя бы через отрицание его) и стремление разрушить тем самым себя, отвергая смысл своего существования. Сторонники телесного подхода в психологии отмечают внешние характеристики нигилиста: ироническая ухмылка, вызывающее поведение, ироничные замечания. Это закрепленные в прошлом защитные реакции, которые так и остались в чертах человека.Таким образом, нигилизм - это своебразный ответ человека на происходящее в мире, защитная реакция в ответ на неугодные являения окружающей действительности.