Маховик, без всякого преувеличения, можно назвать самым универсальным устройством. Он не только компенсирует неравномерность вращения коленчатого вала и передает крутящий момент от двигателя к коробке передач, но и раскручивает коленчатый вал в процессе запуска. Сглаживание пульсаций крутящего момента происходит за счет периодического кратковременного накопления и последующей отдачи кинетической энергии. Запас энергии происходит в процессе рабочего хода поршня, а расход – в других тактах. При этом, чем больше цилиндров (а, следовательно, больше суммарное время рабочего хода), тем равномернее крутящий момент данного двигателя, а значит, масса маховика может быть меньше.
По своей конструкции маховики бывают нескольких видов. Самый распространенный – сплошной - представляет собой массивный чугунный диск диаметром 30-40 мм с напрессованным на его внешней стороне стальным зубчатым венцом, обеспечивающим при помощи стартера проворачивание коленвала во время запуска. Бывает также двухмассовый маховик и облегченный. Применение двухмассового маховика, включающего в себя два диска, позволило избавиться от установки в ведомом диске сцепления демпфирующего устройства. Облегченный маховик обычно используют при тюнинге двигателя. Уменьшение момента инерции происходит за счет смещения основной массы маховика ближе к краям диска, в результате чего уменьшается его масса (до 1,5 кг), улучшаются динамичные характеристики, а также увеличивается мощность двигателя (до 5%).Как устроен двухмассовый маховик?
Этот маховик состоит не из одного, а из двух корпусов. Первый из них соединяется непосредственно с коленчатым валом и является также венцом стартера. Второй корпус является основой для монтирования узла сцепления. Оба корпуса связаны между собой посредством подшипников скольжения (радиальный и упорный), имеющими промежуточную демпфирующую систему. Устройство соединения позволяет им перемещаться относительно друг друга в осевом направлении. Изнутри двухмассовый маховик заполнен консистентной смазкой, обеспечивающей эффективную и правильную работу пакетов пружин. Пакеты же, в свою очередь, разделяются специальными пластиковыми сепараторами, которые предотвращают их блокировку.Работает двухмассовый маховик по ступенчатому принципу. Мягкие пружины первой ступени отвечают за запуски и выключения двигателя. Более жесткие пружины второй ступени обеспечивают демпфирование крутильных колебаний во время обычной езды.
Такая конструкция сделана для более надежного гашения вибрации, уменьшения шума, снижения износа синхронизаторов, защиты трансмиссии двигателя от перегрузок, удобства переключения передач. В то же время происходит усиленный износ пружинно-демпферной системы, обычно заканчивающийся поломкой дуговой пружины – основного элемента двухмассового маховика.
Когда нужно менять двухмассовый маховик?
Неравномерная работа двигателя, вибрации и шум на холостом ходу могут являться причиной ненормальной работы системы зажигания, плунжерных пар, дроссельной заслонки, а также прочих устройств и агрегатов, в том числе и признаком того, что неисправен двухмассовый маховик. Симптомы, которые явно говорят о том, что пришла пора его заменить, следующие:
- образование на поверхности трещин;
- потеря смазки в картере сцепления;
- не удается его провернуть ни в одну, ни в другую сторону.
Ремонт двухмассового маховика в кустарных условиях практически невозможен, а потому обычно он меняется целиком.
Хотя, в некоторых случаях, переборка и восстановление маховика может обойтись дешевле, чем приобретение нового (минимальная цена которого составляет примерно $500). Другим вариантом может стать его замена на обычный цельнометаллический – аналог двухмассового.По мнению специалистов, для более длительной и надежной работы двухмассового маховика необходимо соблюдать элементарные правила эксплуатации, а именно: для дизельных двигателей, рассчитанных на работу с большими крутящими моментами не допускать длительной работы на низких оборотах, а также выжимать педаль сцепления прежде, чем заглушить двигатель.