"Троянский" спутник Урана и другие любопытные факты о "попутчиках" этой планеты

Казалось бы, наша солнечная система уже давно хорошо изучена, и пора отправляться на исследования других миров. Но не тут-то было! Оказывается, поблизости Земли также можно найти интересные сюрпризы. Доказательством этому является недавнее открытие канадских астрономов из находящегося в Ванкувере Университета Британской Колумбии. Именно они обнаружили уникальный в своем роде "троянский" спутник планеты Уран, который впоследствии получил имя 2011 QF99. К слову сказать, в 2010 году недалеко от Земли также был найден первый астероид подобного типа. Его название - 2010 TK7, а диаметр составляет триста метров.

самый крупный спутник урана

Чем интересны "троянские" астероиды

Данный вид небесных тел получил свое название потому, что его представители обладают любопытной особенностью: они расположены на той же орбите, что и сами планеты, находящиеся непосредственно в их близости, и при этом вероятность столкновения их практически равна нулю. Такая устойчивость связана с особым расположением орбит "троянцев": они обязательно проходят через точки Лагранжа, в которых силы гравитации взаимно уравновешивают друг друга.

Следует отметить, что открытый канадцами спутник Урана является единственным в своем роде, поскольку до этого времени многие астрофизики считали, что возле Урана космические тела такого вида не могут находиться в принципе. По их мнению, гравитация других космических объектов в этом участке нашей солнечной системы неизбежно вытолкнет "троянцев" с их орбит. Тем не менее новый спутник Урана вовсе не собирается покидать своего нынешнего месторасположения. Добавим, что диаметр данного объекта в поперечном сечении равен 60 км, а основные компоненты – лед и такие породы, которые часто встречаются у комет.

спутник Урана

Прочие "попутчики" лазурного гиганта

Каждый спутник Урана, как впрочем и сама планета, вращается по орбите, почти перпендикулярной плоскости эклиптики. Их у Урана не так уж и мало. На сегодняшний день астрофизики обнаружили пять больших и около десятка малых спутников этой планеты. Самым светлым из них является Ариэль. Его противоположность – Умбриэль, наоборот, темнее всех своих соседей. Титания, как можно догадаться из названия, - самый крупный спутник Урана. На его поверхности много долин и разломов и бесконечное число кратеров. Диаметр этого спутника составляет 1580 км. Миранда – самый загадочный космический "попутчик". Последний многих удивляет своим строением: кажется, будто он состоит из четырех или трех гигантских каменных глыб. Замыкает пятерку Оберон – второй по массе и величине спутник Урана. Об этих космических объектах ученым было известно еще до того, как были получены первые снимки с "Вояджера-2". Благодаря этому аппарату люди узнали об остальных десяти спутниках, два из которых служат своего рода "пастухами" для колец подобно тому, как это происходит у Сатурна.

спутник планеты Уран
А последние исследования позволили ученым выявить и другие мелкие космические объекты, вращающиеся вокруг Урана. На сегодняшний день число открытых спутников начинает переваливать за второй десяток, что делает лазурного гиганта лидером нашей системы по числу своих небесных "попутчиков".