Почти все дети любят загадки. Да и многие взрослые не откажутся подумать над интересной головоломкой. С помощью таких заданий проверяется уровень интеллекта человека. Особый их вид составляют вопросы, в которых обыгрывается многозначность слов. Примером такого вопроса может служить загадка: «Какую ленту нельзя вплести в косичку?» Ведь ответов у этой загадки может быть довольно много.
Ответ на загадку кроется в многозначности слова
Основное значение слова «лента» - тесьма или узкая полоска ткани, часто использующаяся для украшения женской причёски. Однако перенос значения по внешнему виду включает в значение этого слова и дорогу, реку, отрезок земли. Значит, ответом на вопрос о том, какую ленту нельзя вплести в косичку, может быть - дорогу или реку. На производстве, в магазинах лентой называют движущееся полотно - транспортировочную ленту. Кинофильмы раньше записывались на киноплёнку, которая имела вид ленты. И тут к переносу по виду сработал перенос по действию. Лентой стали называть сам фильм. И вот уже давно фильмы снимают на диски, но в разговорной речи так и осталась фраза: «Я смотрел эту ленту». Значит, на вопрос о том, какую ленту нельзя вплести в косичку, вполне можно ответить: «Кинофильм!» И ещё есть одно интересное значение у этого слова. Замену ордена - отрезок шёлковой ткани соответствующего цвета - также называют лентой. Спросив о том, какую ленту нельзя вплести в косичку, можно получить ответ: "Орденскую!"
Омонимы в основе загадок
Очень распространены загадки, в которых используются омонимы. Это слова, имеющие одинаковое написание и произношение, но абсолютно разные по значению. На этом свойстве русского языка строятся многие шуточные загадки для детей. Например, на вопрос о том, что за ключ, которым нельзя ничего открыть, ответом будет слово «родник». А как ответить на такую загадку: «Эту косу не плетут, но в реке её найдут»? Конечно же, ответить нужно, что коса эта – отмель в реке. Часто преподаватели русского языка, желая расширить словарный запас учащихся, обращаются на уроках к такого рода загадкам. И неважно, сколько лет тому, кому задаётся вопрос, ведь и сами вопросы могут быть сложными. Например, старшеклассникам будет интересно поломать голову над заданием: «Подобрать слово, которое в одном значении обозначает животное, а в другом – священнослужителя». Не сразу и не каждый взрослый-то ответит, что это слово «лама».
Устаревшее значение слова в современных загадках
Для ответов на некоторые загадки иногда требуется знание устаревших значений слова. Таковым является вопрос:
«В одном значении я – скамейка,
в другом же – магазинчик я.
Ты отгадать, дружок, сумей-ка,
Поможет пусть тебе семья!»
Почему даётся в стихах совет - обратиться к помощи к родственникам? Да потому что современным молодым людям вряд ли известно, что раньше магазины назывались лавочками. А ведь и скамью тоже можно назвать этим словом. Кстати, такие шуточные загадки с ответами, которые требуют определённых знаний русского языка, раскрывают перед детьми широчайшие возможности речи. Они возбуждают интерес к языку, делают уроки русского в школе увлекательнее, насыщеннее.