Любое противопоставление позиций, интересов, взглядов называют конфронтацией.
В общем смысле конфронтация - это столкновение несогласующихся тенденций в социальных системах. Это могут быть классовые разногласия, трения в вопросах идейно-политических взглядов и т.п. Однако этим термином также называют одну из самых сложных и, в то же время, эффективных техник в психологическом консультировании. Рассмотрим, какие техники еще используются в консультативной сессии, и чем среди них выделяется конфронтация.Консультация у психолога - не просто "исповедь"
Человек приходит к специалисту с конкретной проблемой, которую он сам не раз пытался решить, обращался к родственникам, друзьям, возможно, даже экстрасенсам. Но проблема осталась, и на психолога возлагается большая ответственность. Он должен распутать клубок сложных мыслей, предрассудков, докопаться до истины и показать ее клиенту. Поэтому специалист в области человеческой души должен не просто выслушать клиента, но уметь правильно ставить вопросы, давать грамотную интерпретацию услышанного, выдвигать гипотезы, иногда даже вступать в конфронтацию с клиентом, чтобы показать ему суть его проблемы, чтобы клиент сам увидел и понял то, что увидел психолог.
Техники в психологическом консультировании
Кратко обозначим основные техники, которыми пользуется психолог:
- Постановка вопросов - они могут быть уточняющими и наводящими на размышление.
- Успокаивание и ободрение как проявления эмпатии и принятия клиента.
- Техники отражения чувств и содержания рассказа клиента.
- Паузы молчания - дают клиенту возможность переварить полученную информацию, а психологу подумать.
- Выдвижение гипотез и интерпретация.
- Конфронтация - это техника, требующая от психолога особых навыков, уверенности и определенной активности.
Конфронтация в психологии и психотерапии
Когда клиент рассказывает психологу о своей проблеме, он не может посмотреть на нее со стороны. Поскольку история клиента - это ситуация только с одной стороны, в рассказе неизбежно присутствуют противоречия в суждениях, высказываниях, чувствах человека. Клиент этого даже не замечает, тогда задача консультанта - указать ему на эти противоречия. Вообще, конфронтация - это любая реакция психолога, которая противоречит поведению или суждениям клиента. Консультант вступает с человеком в некое противостояние, борьбу с целью указать ему на все его хитрости, увертки и т.п. Используя эти уловки, клиент не осознает, что обманывает сам себя; это своего рода защита от информации, которая может свидетельствовать о том, что и он виноват в своей проблеме. Следует отметить, что конфронтация - это не способ унижения клиента, а техника, призванная помочь ему. Конфронтация используется в трех случаях:- Когда требуется обратить внимание клиента на противоречие его суждений, чувств, мыслей его поведению и намерениям.
- Когда клиент не может увидеть ситуацию объективно из-за собственных предрассудков и потребностей.
- Когда клиент неосознанно уклоняется от обсуждения конкретных ситуаций и проблем.
Используя конфронтацию в своей работе, психолог должен понимать свою ответственность, обладать навыками тонкой работы, ни в коем случае не использовать ее как наказание или способ разрушения механизмов защиты клиента.