Апологеты - это раннехристианские писатели, которые защищали христианское учение от критиков. Имена апологетов

Широко употребляемое в наши дни слово «апологет» – это производное от греческого глагола apologeormai, что в переводе означает «защищаю». Впервые данный термин начал использоваться в отношении раннехристианских писателей II и III вв., которые в условиях жесточайшего гонения отстаивали принципы новой веры, выступая против нападок язычников и иудеев.

Раннехристианский апологет

Защитники веры христовой

Широкое распространение христианства, получившего ко II веку поддержку у представителей всех слоев населения Римской империи, вызвало ответную реакцию не только со стороны властей, но и видных идеологов язычества. Достаточно вспомнить имена таких видных философов той эпохи, как Цельса и наставника будущего императора Марка Аврелия – Фронтона.

В связи с этим, главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы, во-первых, опровергнуть распространившееся язычниками суждение о том, что новое учение основано на предрассудках и фанатизме, и во-вторых, пресечь злобную клевету, порожденную закрытостью христианских собраний. Иными словами, требовалось оградить учение христово от нападок его противников. Именно в связи с этим значение слово «апологет» ("защитник") приобретает свой ясный и однозначный смысл.

Апологет христианства Тертуллиан

Имена, вошедшие в историю апологетики

Сложность поставленной задачи состояла в том, что перед всем языческим миром требовалось продемонстрировать высоту христова учения не только с религиозной точки зрения, но также с философской, гражданской и культурной. История сохранила имена апологетов, добившихся в этом трудном деле небывалых успехов. Среди них Ориген, Мелитон, Минуций Феликс, Тертуллиан и многие другие. Свои труды они писали как на латинском, так и на греческом языках.

Вступив в борьбу с христианством, язычники утверждали, что оно представляет собой угрозу для устоев государства. В ответ на это апологеты приводили исчерпывающие доказательства того, что принятие новой веры способствует сохранению мира и улучшению жизни всех слоев общества.

От богословской полемики к мученической кончине

Кроме того, они вели острую полемику с языческими богословами, раскрывая безнравственность и абсурдность их религии, основанной на примитивной мифологии. В своих письменных сочинениях и публичных выступлениях защитники христианства исходили из того, что философия их оппонентов, обоснованием которой является человеческий разум, не способна дать ответы на главные вопросы, касающиеся законов бытия.

Мученическая кончина христиан

«Лишь учение о Едином Творце способно нести в себе свет истины» – таков был главный богословский принцип, проповедуемый апологетами. Это их утверждение, противоречащее основной государственной идеологии, не могло не вызвать гнев властей и не спровоцировать бурную реакцию со стороны фанатически настроенных язычников. По этой причине многие писатели и общественные деятели раннего христианства пополнили собой ряды мучеников за веру.

Кого называли апологетами в Средние века?

В IV веке, после падения Римской империи, вторгшиеся на ее территорию варварские племена, принесли с собой не только общий упадок культуры, но и вопиющую духовную деградацию. Государство, еще недавно познавшее свет христианской веры, было повергнуто в пучину самых диких верований и предрассудков. Для христианских апологетов это стало периодом, когда их главная задача состояла в религиозном просвещении народов как населявших прежде территории Северной и Центральной Европы, так и пришедших из других районов на волне всеобщей миграции.

Падение Римской империи

Вся история раннего Средневековья неразрывно связана с христианизацией полудиких варварских племен. При этом кажется почти невероятным, что в обстановке засилья этих, по существу, оккупантов и поработителей христианство в Европе не только не изгладилось из сознания людей, но со временем вновь сделалось господствующей религией.

Духовное величие и падение Византии

В то же время Византия, принявшая эстафету у поверженного Рима, на длительный период сделалась мировым оплотом христианской веры. В ней стремительно развивалась культура и шел процесс осмысления трудов античных философов с позиции христианства. Вплоть до захвата турками Константинополя в 1453 году страна неуклонно повышала уровень своих научных знаний: были заложены основы алгебры, математической символики, увидели свет интересные работы в области географии и астрономии.

Однако после крушения Византийской империи значительно померк и этот очаг мирового христианства. Многочисленные завоевания, совершенные народами, исповедовавшими ислам и пытавшимися силой утвердить его на оккупированных ими территориях в качестве основной религии, стали причиной возникновения антимусульманской апологетики.

Православие, озарившее Византию

Среди наиболее известных ее представителей можно назвать имена Фомы Аквината, Раймона Мартини, святого равноапостольного Кирилла, а также преподобного Иоанна Дамаскина. Эти апологеты хотя и жили в разных странах и в различные исторические периоды, имели общие идеи: у них было стремление сохранить чистоту христианской веры вопреки трагедиям, с которыми столкнулись их народы. Их богословские сочинения не потеряли актуальность и в наши дни.

Православные апологеты

Однако еще раньше упомянутых нами событий, в 1054 году, результатом разногласий по ряду канонических, догматических и литургических вопросов между римским папой и константинопольским патриархом стал раскол прежде единой христианской церкви на два направления – католицизм и православие. Древняя Русь, ставшая в религиозном отношении преемственницей Византии, унаследовала от нее и все особенности веры. На берега Днепра прибыли из-за моря проповедники, призванные наставить вчерашних язычников в христовом учении.

Русская Православная Церковь

Но одновременно с ними (а порой и еще ранее) появились посланцы иных конфессий, надеявшиеся воспользоваться благоприятным моментом и снять собственную жатву на еще не возделанной духовной ниве. Всемерно противодействовать им были призваны православные апологеты, излагавшие и защищающие от нападок своих оппонентов истины православного вероучения. У них была важная задача: поселить в душах людей, едва соприкоснувшихся с учением Иисуса Христа, осознание истинности бытия Божия, бессмертия человеческой души и божественного откровения, изложенного в книгах Ветхого и Нового Заветов.

Заключение

В течение всего тысячелетнего периода, прошедшего с Крещения Руси, апологетика играла и продолжает играть важнейшую роль в создании и укреплении фундамента отечественного богословия, благодаря которому успешно идет изучение многих вопросов канонического, догматического и нравственного порядка. Как и в прежние годы, задачей ее служителей является ограждение православной веры от разного рода сектантских влияний и попыток увести верующих людей с пути, предначертанного Иисусом Христом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.