Сразу же после появления броневой защиты боевой техники конструкторы артиллерийского вооружения начали работы по созданию средств, способных ее эффективно разрушать.
Обычный снаряд для этой цели не вполне подходил, его кинетической энергии не всегда хватало для преодоления толстого барьера из сверхпрочной стали с марганцевыми присадками. Острый наконечник сминался, корпус разрушался, а эффект оказывался минимальным, в лучшем случае – глубокая вмятина.
Русский инженер-изобретатель С. О. Макаров разработал конструкцию бронебойного снаряда с тупой передней частью. Это техническое решение обеспечивало высокий уровень давления на поверхность металла в начальный момент контакта, при этом место попадания подвергалось сильному нагреву. Плавился и сам наконечник, и участок брони, подвергшийся удару. В образовавшийся свищ проникала оставшаяся часть снаряда, производя разрушения.
Фельдфебель Назаров не владел теоретическими знаниями по металловедению и физике, но интуитивно пришел к очень интересной конструкции, ставшей прообразом эффективного класса артиллерийского вооружения. Его подкалиберный снаряд отличался от обычного бронебойного своей внутренней структурой.
В 1912 году Назаров предложил внутрь обычного боеприпаса внедрять прочный стержень, по своей твердости не уступающий броне. Чиновники военного министерства отмахнулись от назойливого унтера, посчитав, очевидно, что малограмотный отставник ничего дельного изобрести не может. Дальнейшие события наглядно продемонстрировали вредность такого высокомерия.
Фирма Крупа получила патент на подкалиберный снаряд уже в 1913 году, накануне войны. Впрочем, уровень развития бронетехники начала XX века позволял обходиться без специальных бронебойных средств. Они потребовались позже, в годы Второй мировой.
Принцип действия подкалиберного снаряда основан на простой формуле, известной по школьному курсу физики: кинетическая энергия движущегося тела прямо пропорциональна его массе и квадрату скорости. Следовательно, для обеспечения наибольшей разрушительной способности важнее разогнать поражающий объект, чем утяжелить его.
Это несложное теоретическое положение находит свое практическое подтверждение. 76-миллиметровый подкалиберный снаряд вдвое легче обычного бронебойного (3,02 и 6,5 кг соответственно). Но для обеспечения ударной мощи недостаточно просто уменьшить массу. Броня, как поется в песне, крепка, и чтобы пробить ее, нужны дополнительные ухищрения.
Если стальная болванка с равномерной внутренней структурой ударится о прочную преграду, она разрушится. Этот процесс в замедленном виде выглядит как начальное смятие наконечника, увеличение площади контакта, сильный нагрев и растекание расплавленного металла вокруг места попадания.
Бронебойный подкалиберный снаряд действует иначе. Его стальной корпус при ударе разрушается, принимая на себя часть тепловой энергии и предохраняя сверхпрочную внутреннюю часть от теплового разрушения. Металлокерамический сердечник, имеющий форму несколько вытянутой шпульки для ниток и диаметр, втрое меньший калибра, продолжает двигаться, пробивая в броне отверстие небольшого диаметра. При этом выделяется большое количество тепла, которое создает термический перекос, производящий в сочетании с механическим давлением разрушительное воздействие.
Пробоина, которую образует подкалиберный снаряд, имеет форму воронки, расширяющейся в сторону его движения. Поражающие элементы, взрывчатка и взрыватель ему не требуются, разлетающиеся внутрь боевой машины осколки брони и сердечника представляют смертельную угрозу для экипажа, а выделяемая тепловая энергия может вызвать детонацию топлива и боекомплекта.
Несмотря на разнообразие противотанковых вооружений, подкалиберные снаряды, изобретенные более века назад, по-прежнему занимают свое место в арсенале современных армий.