В 1905 году итальянский археолог и востоковед Эрнесто Скиапарелли, уже обессмертивший свое имя обнаружением гробницы Нефертари, первой главной жены Рамсеса II, совершил еще одно удивительное открытие. На западном берегу Нила, напротив Луксора, он обнаружил группу фиванских некрополей, а совсем рядом с ней - поселение ремесленников, создававших великолепные храмы Долины царей. Поселение это, Дейр эль-Медина, ныне известно каждому египтологу как "место истины", неискаженное зеркало, показывавшее, как жили ремесленники в Египте времен фараонов.
Дейр эль-Медина возник при фараоне Тутмосе I, примерно в середине XVI в. до н. э. Однако подлинное искусство ремесла было знакомо древним египтянам задолго до этого события. Археологам известны искусные изделия весьма высокого качества, датируемые ранним бронзовым периодом (около 3 тыс. лет до н. э.). Из бронзы и меди делались инструменты, утварь, статуэтки и оружие. Железо же поначалу было настолько дефицитным металлом, что древние египтяне считали его упавшими звездами, посланными с неба.
Другой уважаемой группой ремесленников были те, кто работал с деревом. Связано это было с дефицитом качественной древесины: по обоим берегам Нила росли, в основном, пальмы, платаны да сикоморы. Из них изготавливалась обычная мебель. Монопольное владение фараоном торговлей позволяло доставлять в Египет из восточных стран сосновые стволы, шедшие на корабельные нужды. А из стран Юга ввозили самое дорогое черное дерево, из которого изготавливались предметы роскоши и мебель для высших слоев общества.
Особняком стояли ремесленники, создававшие из камня отдельные архитектурные элементы величественных гробниц и храмов. Несмотря на относительно привилегированное положение, они целиком зависели от заказов фараона или жрецов. Никому, кроме них, «архитектурные излишества» были не нужны.
Для простых жителей предназначались изделия из глины и тростника. Ремесленники в Древнем Египте наладили массовое производство гончарной утвари и плетеных стульев, циновок, корзин. На посуде часто можно встретить украшения в виде фигур, рельефов, изображений богов, людей и животных.
Производство льняного полотна датируется уже первыми династиями фараонов. Ткали его при помощи вертикальных и горизонтальных станков. Изготавливали и краску, чтобы ее окрашивать. О красочности льняной одежды можно судить по цветной росписи в гробницах и храмах.
Картина будет неполной, если не упомянуть изготовление папируса, ставшего неотъемлемым символом древнеегипетской истории. Монополия на урожай и обработку тростника, обильно росшего в дельте Нила, также принадлежала фараону. Ремесленники в Древнем Египте обрабатывали тростниковые волокна и стебли, и получался папирус для письма, благодаря которому до нас дошли ценнейшие сведения о событиях, происходивших несколько тысяч лет назад.
Из обнаруженного при раскопках в Дейр эль-Медине множества деталей как мозаика складывается единая картина, показывающая жизнь ремесленников в Древнем Египте. С одной стороны, они были невольниками своей причастности к секретам возведения гробниц: за каждым из них присматривал управляющий, а поселок отделяла от остального мира высокая стена. Однако им позволялось жить со своими женами и детьми. Да и вообще по сравнению с другими ремесленниками их положение считалось привилегированным.
С Дейр эль-Мединой связано удивительнейшее для древнего мира событие - первая в истории человечества забастовка! Да, ремесленники в Древнем Египте однажды решились отстоять свои права, после того как им долгое время ничего не платили за труды. Документ, рассказывающий об этом, так и называется "Папирус забастовки".
Каждый, кто хоть раз побывал в Египте, посетил его музеи, увидел творения рук человеческих того времени, воздвигнутые грандиозные сооружения, понимает: главное чудо света здесь - не пирамиды и саркофаги, а создававшие их простые люди, знавшие толк в своем ремесле и никогда при жизни не получавшие за него достойного вознаграждения.