Трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля посвящен исследованию природы души, ее сущности и способностей. Это произведение является первым в истории человеческой мысли систематическим изложением учения о душе. Аристотель рассматривает душу как форму организованного тела, наделяющую его жизнью. При этом душа тесно связана с телом и зависит от него.
В «О душе» Аристотель анализирует взгляды на природу души, высказанные до него Платоном, Демокритом, пифагорейцами. Он полемизирует с предшественниками, отстаивая собственную точку зрения. Так Аристотель критикует учение Платона о бессмертии души и существовании идей до рождения человека. Он настаивает, что многие состояния души определяются телом.
Анализ предшествующих воззрений на природу души
В начале своего «Трактата о душе» Аристотель проводит подробный анализ взглядов предшествующих мыслителей на природу души. Он рассматривает концепции ионийских философов, пифагорейцев, Платона и некоторых других мыслителей.
- Ионийские философы, такие как Анаксагор и Демокрит, отождествляли душу с движением и мыслили ее в терминах атомов и пустоты.
- Пифагорейцы считали душу гармонией и выражали ее природу через математические понятия.
- Платон рассматривал душу как бессмертную сущность, отличную от тела, которая существовала до рождения человека и будет существовать после его смерти.
Аристотель признает, что все эти философы внесли важный вклад в понимание души, однако критикует их взгляды за однобокость и недостаточную глубину. По его мнению, они либо слишком материалистично, либо слишком абстрактно и метафизично подходили к определению сущности души.
Главным недостатком предшествующих концепций Аристотель считает то, что они не рассматривали душу в тесной связи с телом и его жизнедеятельностью. «Трактат о душе» ставит целью восполнить этот пробел и дать более полное и всестороннее определение души.
Изложение собственной теории Аристотеля о душе
В своем «Трактате о душе» Аристотель разрабатывает целостную концепцию души, в центре которой находится понимание души как формы и энтелехии тела. Основные положения его теории можно резюмировать следующим образом:
- Душа неразрывно связана с телом и выступает принципом его жизни и движения. Нельзя мыслить душу отдельно от тела, как у Платона.
- Душа есть энтелехия, или актуальность, тела - она реализует все его потенциальные возможности, делает тело живым и одушевленным.
- В душе можно выделить три основных способности, соответствующих трем видам души: растительную (рост и размножение), животную (ощущение) и разумную (мышление).
Аристотель подробно рассматривает каждую из способностей души. Он описывает пять видов ощущений (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение) и механизмы их работы. Особое внимание уделяется мышлению, которое отличает человека от животных и включает в себя воображение, память, мышление абстракциями.
Согласно Аристотелю, душа человека бессмертна в том смысле, что разумная способность души (ум) отделима от тела и не подвержена разрушению. Но при этом, в отличие от Платона, Аристотель не рассматривает душу как отдельную самостоятельную сущность, а понимает ее как нераздельно связанную с телом форму.
Определение способностей души человека
В соответствии со своей концепцией Аристотель выделяет три основных способности или вида души: растительную, животную и разумную. Каждая из этих способностей связана с определенными функциями и отличает один класс живых существ от другого.
- Растительная душа отвечает за процессы роста, питания и размножения - те функции, которые характерны для растений. Она есть у всех живых существ.
- Животная душа дает возможность ощущения и произвольного движения. Она присуща всем животным, позволяя им воспринимать окружающую среду и действовать в соответствии со своими желаниями.
- Разумная душа - высшая способность, отличающая человека от животных. Она включает в себя мышление, способность суждения, воображение, память и другие интеллектуальные функции.
Аристотель подчеркивает, что эти три способности души образуют иерархию - низшая способность предполагает высшую. Например, растительная душа сама по себе не предполагает наличия разума, но животная душа, благодаря ощущениям, уже создает предпосылки для мышления.
Вид души | Способности | Содержание |
---|---|---|
Растительная | Питание, рост, размножение | Общая для всех живых существ |
Животная | Ощущение, движение | Добавляет способность к восприятию |
Разумная | Мышление, суждение, память | Уникальна для человека |
Разумная душа человека, по Аристотелю, бессмертна, так как ум, будучи нематериальным, не зависим от гибели тела. Однако о природе этого умопостигаемого и бессмертного ума в «Трактате о душе» рассказывается весьма кратко и отрывочно.
Связь души и тела в концепции Аристотеля
Одной из ключевых особенностей теории души Аристотеля является тесная связь, которую он устанавливает между душой и телом. В отличие от платоновского дуализма, Аристотель отрицает возможность существования души отдельно от тела.
- Душа определяется Аристотелем как форма (морфе) и энтелехия (осуществление) тела. Это означает, что душа дает телу форму, структуру, и приводит в движение все его потенциальные возможности.
- Связь души и тела можно уподобить связи между формой статуи и бронзой, из которой она отлита. Как форма невозможна без материи, так и душа немыслима отдельно от тела.
- Вместе с тем душа первична по отношению к телу: она организует материю и превращает потенциальные способности тела в актуальное действие.
Эту неразрывную связь души и тела Аристотель демонстрирует на примере разных способностей души. Он показывает, как растительная, животная и разумная души соотносятся с теми или иными телесными процессами и функциями.
- Растительная душа отвечает за питание, рост и размножение организма - процессы, в которых тело выступает первичным.
- Животная душа дает возможность ощущения, а ощущения всегда связаны с воздействием внешней среды на тело и органы чувств.
- Деятельность разумной души (мышление, воображение) также невозможна без телесных образов, получаемых через ощущения.
Таким образом, душа, согласно Аристотелю, не может существовать и функционировать независимо от тела. Это единая система, в которой душа и тело взаимосвязаны и взаимообусловлены на всех уровнях - от питания до мышления.