Когда человек желает познать мир, то вначале его представления складываются из первых контактов с ним. Это чувственное восприятие действительности чрезвычайно важно. Однако оно дает только сигналы о фактах, которые мы видим, чувствуем, слышим. Но это необходимые источники знания, а не оно само. А что делать, если мы хотим понять, с чем же сталкиваемся? Тогда нам необходимы другие, более совершенные по сравнению с чувственным отражением виды восприятия. Таким высшим типом или же формой рационального познания является вид мышления.
Этот процесс постижения связи между фактами обладает активностью – ведь мы сами стремимся понять, что происходит. Ему также присуща опосредованность. Данный процесс характеризуется поиском сути и стремлением к обобщению. Кроме того, он представляет собой некий системный подход к отражению действительности и решения ее проблем в особых четких видах. Они представляют собой три формы рационального познания.
Первой из них часто называют понятие. Это главный «кирпичик» в деятельности мышления и рационализации действительности. В понятиях выражается сущность описываемого или наблюдаемого объекта, а также даются необходимые объяснения. Чтобы лучше уяснить то, какой же именно формой рационального познания является понятие, вспомним также, что этот вид мышления говорит нам, прежде всего, об общем и закономерном. Складывание этих представлений происходит в процессе практики, потому что только таким образом можно определить, какие же стороны действительности являются существенными. Когда наши знания изменяются, то очень часто вырабатываются другие понятия, или же уточняется содержание прежних.Следующей формой рационального познания является суждение. Это такой вид логического мышления, который предполагает некое утверждение или отрицание относительно изучаемого объекта. В суждении возникает связь между понятиями. Таким образом, уточняется их содержание, а также даются более полные определения. Можно сказать, что суждения систематизируют мышление, оперирующее понятиями.
Еще одной формой рационального познания является умозаключение. В результате этого логического процесса несколько суждений «порождают» новое утверждение или отрицание. Оно, в свою очередь, представляет следующий этап наших знаний об объекте или феномене. Поэтому умозаключения принято разделять на несколько типов. Это, прежде всего, индуктивные процессы (когда мышление движется от конкретизированных суждений к более обобщенным). Существуют и умозаключения, когда логика работает в обратном направлении. То есть, происходит переход от общих суждений к конкретным (дедуктивные процессы). Различают также и умозаключения «по аналогии». В этом случае на основании подобия и сходства одних элементов или процессов делаются выводы о других.
Итак, мы рассмотрели основные формы рационального познания: понятие, суждение, и, конечно, умозаключение. Однако многие философы полагают, что в гносеологии как таковой, да и в функционировании сознания играют огромную роль категории. Это особые, универсальные формы рационального постижения действительности, которые отражают основные связи, закономерности и свойства, материальных вещей, духовных феноменов и различных процессов. Специфика категорий состоит в том, что если понятия и состоящие из них суждения могут быть различны для каждой науки, то эти универсальные термины имеют мировоззренческое и методологическое значение фактически для любой дисциплины.