Понятие и Виды Мышления

Мышлению предшествуют ощущения и восприятие, с которых начинается наше познание окружающей среды. Мышление расширяет границы видимого и чувственного восприятия. Оно также позволяет постичь «внутренний мир» «внешнего» восприятия путем умозаключений.

Общая характеристика мышления раскрывает его смысл. Мышление предстает перед нами наиболее обобщенной и опосредованной формой психического отражения, которая конкретизирует связи и отношения познавательных объектов. Оно эволюционирует вместе с обществом, существующими в нем понятиями и принципами.

Виды мышления

Мыслительные операции разных видов и уровней наполняют человеческое мышление. В первую очередь, они отличаются различным познавательным значением. Например, совершенно различны мыслительные операции, с помощью которых решаются возникшие проблемы у ученого и маленького ребенка. Поэтому различаются различные уровни мысли. Разделение зависит от возможного уровня обобщения ощущений, глубины перехода мысли от явления к сущности. Данные уровни мышления – это наглядное мышление в его элементарных проявлениях, а также отвлеченное и теоретическое.

Эти виды мышления осуществляются на основе «обработки» воспринятых образов в образы-представления, которые затем изменяются, преобразовываются, обобщаются, благодаря чему возникает образно-концептуальное отражение реального мира.

Наглядно-образное мышление преобразовывает наглядные условия мыслительных действий, переводя их перцептивное содержание в значения.

Творческое отражение человеком реальности – это образное мышление. В результате получается мнимый образ, не существующий в данном отрезке времени. Под мышлением можно разуметь и творческое преобразование запомнившихся представлений или объектов.

Основные виды мышления – это, несомненно, теоретическое и практическое. Теоретическое разделяют на понятийное и образное, а практическое – наглядно-образное и наглядно-действенное.

Теоретическое понятийное мышление подразумевает поиск решений в уме с использованием готовых знаний, которые выражены в понятиях, умозаключениях и суждениях. Данный вид мыслительной деятельности не требует обращения к практическому познанию действительности, не получает самостоятельно эмпирические факты.

При теоретическом образном мышлении человек использует представления и образы, а не факты, понятия или суждения. Образы достаются из памяти или формируются при восприятии реальности. Данный вид мышления более всего присущ творческим людям, например, писателям, художникам, скульпторам.

Оба виды мыслительных процессов взаимно дополняются и тесно связаны между собой. Теоретическое понятийное мышление рождает более абстрактное и конкретное отражение действительности, а образное – конкретное субъективное реальное восприятие.

Наглядно-образное мышление отличается непосредственной и обязательной связью мыслительного процесса и восприятия человеком действительности. Данный вид мыслительной деятельности более всего присущ детям дошкольного возраста и различного рода руководителям, а также людям, которые осуществляют практическую работу.

Особенностью наглядно-действенного мышления является его процесс. Он является практической преобразовательной деятельностью, которую осуществляет человек. Характеризует, в основном, широкие массы производственных подразделений и цехов.

Б.М. Теплов считает, что виды мышления различаются своей связью с практикой.

Мышление и язык в философии

Связь языка и мышления рождает множество противоречий. Изначально считалось, что мыслить невозможно без знания языка, слов, то есть, язык воспринимался только как «одежда» мысли. По этой же причине язык отождествляли с мышлением. Но многие ученые считают иначе, приводя в пример творчество композиторов или художников. Для них слова неважны, главенствуют лишь представления, образы, которые впоследствии обретают реальные очертания. Например, Миллер считает, что у человека изначально формируется некий план его высказываний или рассуждений, возможно даже на бессознательном уровне. А несколько позже этот план находит свое словесное отражение.

Скорее всего, истина находится посередине. Язык тесно связан с мышлением. Этого не отнять.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.