Нельзя точно сказать, когда именно появилась роспись хохлома, но, как предполагается, это произошло в 17-ом веке. Во время церковных реформ, когда старообрядцы подвергались гонениям, они нашли для себя убежища в лесах и мелких деревеньках. Крупные города стали закрытыми для них навсегда. Но им надо было себя как-то кормить, и тогда они решили попробовать перенести технику иконописи и декорирования на изделия из дерева. Примерно в то же время и появилась всемирно известная матрешка, которую впоследствии назвали "хохломской".
Считается, что староверы смогли уберечь древние рукописные книги, иконы и различные узорные ткани. Роспись хохлома основывалась именно на них. Первоначально мастерами ручной работы становились только непосредственно иконописцы, затем к ним начали присоединяться и другие старообрядцы, а также участники Соловецкого бунта. Со временем эта техника получила настолько широкое распространение, что ею начали заниматься целые деревни. Причем одно село могло делать заготовки, другое – вытачивать дерево, третье – расписывать. По большей части работой занимались мужчины, женщины только помогали, выполняя различные подсобные задачи. Нельзя не отметить, что и дети с раннего возраста принимали активное участие в росписи. Им, конечно, не доверялось выполнение трудных операций, но они вполне могли справиться с грунтовкой или олифлением.
Вообще, роспись хохлома стала популярной не потому, что все работы выполнялись вручную. В то время в России проживало не настолько много богатых людей, чтобы продавать изделия за высокую цену. Все дело в том, что одинаковые на первый взгляд элементы посуды всегда выглядели различным образом. Золотистые чаши выкладывались на берегах Волги, затем развозились оттуда по всей стране. Более того, и далеко за пределами России была популярной русская хохлома. Элементы росписи на золотистых чашах, ложках или предметах декора не могли оставить равнодушными никого.
Отличительной особенностью хохломы является то, что она не имеет никаких шаблонов или примеров. Все мазки, которые выполнялись мастером, он придумывал фактически на ходу. Но существовали определенные правила оформления фона. Что касается техники первоначального производства, то сначала дерево проходило грунтовку. Это было необходимо для того, чтобы закупорились небольшие дырочки и не пропускалась жидкость. Затем осуществлялась шпатлевка, которая предназначалась для того, чтобы замазать сучки, небольшие вмятины и другие погрешности, оставшиеся после работы токаря. После этого проводилось олифление, без него покрытие алюминиевым порошком (необходим для придания известного золотистого оттенка) становилось затруднительным. И уже потом мастера приступали к самой росписи. Причудливые узоры кисточками ложились на самые сложные поверхности. Таким образом, русская хохлома – роспись, фото которой не сможет отразить той красоты, что можно увидеть на самом деле. Во многих музеях сохранилась посуда, создание которой датируется 18-м веком. Как правило, в узорах просматривается любовь к природе, которая передавалась каждым крестьянином в его изделии.
Роспись хохлома не утратила своего значения до сегодняшнего дня. Конечно, современное искусство стало более разнообразным, встречается настолько широкий ассортимент форм и элементов декора, что просто поражаешься сложности всех художественных композиций. Все сувениры несут за собой душевное тепло, поскольку каждый из них выполняется вручную. Ни один станок не сможет передать столько положительной энергии, как это сделают человеческие руки.