Готовимся к уроку литературы в старших классах: каким образом можно провести анализ стихотворения «Дума» Лермонтов

Творчество М. Ю. Лермонтова – благодатная тема для изучения. Школьников, как правило, искренне заинтересовывает трагическая судьба поэта, интригует неоднозначность, загадочность личности, увлекает яркая экспрессивная лирика, трогает одиночество и непонятость даже близкими людьми и друзьями. Стихи Михаила Юрьевича легко и с удовольствием заучивают наизусть. Пожалуй, только такие острые, социально-философские произведения, как, например, элегия «Дума», могут вызвать некоторые затруднения в интерпретации и понимании.

Введение в тему

анализ стихотворения «Дума» Лермонтов
Логичнее учителю или ученику (по заданию учителя) сделать небольшой вводный доклад, освещающий общественно-историческую ситуацию в России 30-40-х гг. и предваряющий анализ стихотворения «Дума». Лермонтов - стоит это подчеркнуть - являлся представителем передовой части дворянства. Он считал себя и своё поколение духовными наследниками и преемниками декабристов. Царский режим всеми силами старался стереть из памяти интеллигенции, народа события, произошедшие в 1825 году. Наступила эпоха реакции и безвременья, преследования всякой живой мысли, критической идеи, т. е. всего, что расходилось с политикой самодержавия. А всех несогласных, строптивых ждала неминуемая расплата, судьба Пушкина – яркий тому пример. На этом моменте учителю следует акцентировать внимание класса, начиная анализ стихотворения «Дума». Лермонтов и его единомышленники пытались противопоставить внешней кабале свою внутреннюю свободу, уйти в себя, в свой внутренний мир – это был своего рода протест против произвола. Однако попытка оказалась ошибкой, иллюзией. А упорная работа мысли привела к полному бездействию, инерции. Таковы предпосылки создания поэтом в 1838 его гневной элегии, тема которой – критический анализ своего поколения и суровый приговор ему.

Чтение наизусть и интерпретация

«Дума» Лермонтов анализ
Следующий этап урока – чтение наизусть и анализ стихотворения «Дума». Лермонтов, по словам критика В. Г. Белинского, указал в нём причины и собственного уныния, опустошённости, неверия в идеалы, и проблем своих современников. Именно в них ученикам вместе с учителем и предстоит разобраться. Школьникам предлагается ряд вопросов: определить эмоциональный настрой произведения; выявить основные лексико-семантические центры его, указав ключевые слова; указать художественное пространство поэтического текста. Учитель должен постараться выйти на понятие «рефлексия», производя с классом анализ стихотворения «Дума». Лермонтов, по сути, ввёл в русскую литературу нового героя – рефлексирующую личность: человека умного, думающего, всегда и во всём сомневающегося. Самоанализ, критическое восприятие действительности и себя – отличительная черта его и лучшей части дворянского общества. Следует обратить внимание на разряды местоимений в стихотворение и сделать вывод: разговор Поэта о времени и о себе – вот что такое «Дума». Лермонтов (анализ продолжаем) от личного «Я» поднимается к обобщённому «Мы», в полной мере разделяя ответственность за безделье, бессмысленность своей жизни, душевную и политическую апатию. Он передаёт то отчаяние, что охватило дворянскую молодёжь, неверие в свои силы и возможности. Этот эмоциональный план определяет главную поэтику произведения.

Письменная работа

«Дума» Лермонтов стих
Можно заглянуть в творческую лабораторию поэта, выявить, как построена «Дума». Лермонтов стих свой создаёт по образцу катренов. Пусть ученики выпишут последние строчки каждого. К какому выводу приходит поэт? Какие стилистические и художественные приёмы использует? Что благодаря им достигается?

Заключительный этап и выводы

На этом этапе следует подвести итоги урока. Сделать, записать необходимые выводы. Помочь учащимся сформулировать свои точки зрения на рассматриваемые проблемы. Выявить связь с современностью. Показать на примере урока основные мотивы лирики Лермонтова.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.