Крестовина рулевого вала – это одна из главных составляющих карданного вала каждого автомобиля. Данный механизм выполняет функцию передачи крутящего момента от коробки на ведущий мост (как правило, задний) под постоянно меняющимся углом при вращении. Сегодня мы рассмотрим, как устроена крестовина рулевого вала, из чего изготовляется и как она работает.
Материал
Непосредственно корпус механизма изготовляется из высокопрочной легированной стали. При производстве механизма под названием крестовина рулевого вала происходит долгий этап термообработки, вследствие чего обеспечивается высокая поверхностная твердость шипов. В качестве материала для наружных обойм используется подшипниковая сталь. Также она применяется для производства иголок обойм, которые также являются составной частью крестовины.
Устройство, назначение, принцип работы
Сама крестовина рулевого вала («Тойота Прадо» в том числе) являет собой некий крестообразный шарнир, обеспечивающий соосность всех элементов, которые вращаются во время передачи крутящего момента. Шарнир карданного вала имеет две вилки, которые соединяются крестовиной. Концы данных устройств соединены с четырьмя шипами, а сами вилки крепятся к трубе «кардана». Таким образом, крестовина рулевого вала (ВАЗ-2113 в том числе) приводится в действие игольчатыми подшипниками, надетыми на 4 шипа (конца) всего механизма.
Также стоит отметить, что у каждой из двух вилок имеются специальные отверстия. В них и устанавливаются игольчатые подшипники. Надежность фиксации и защиту от смещения этих устройство обеспечивает стопорное кольцо. Его толщина зависит от допустимого осевого зазора. К слову, некоторые автолюбители меняют штатные стопорные кольца на устройства малых размеров с целью уменьшения люфта и вибраций.
Назначение крестовины заключается в обеспечении подвижного соединения, которое может менять свой угол при неровной дороге, благодаря которому карданный вал обеспечивает передачу крутящего момента на ведущие полуоси. Следует отметить, что крестовина рулевого вала также может гасить возникшие удары и колебания во время наезда автомобиля на неровность. Таким образом, эта маленькая деталь продлевает жизнь всему валу, беря на себя всю нагрузку и удары в месте соединения.
Размерность
Не все автомобили укомплектовываются одинаковой по размерам крестовиной. Каждая модель оснащается своим устройством, поэтому при покупке не стоит ориентироваться на выбор устройства для иной модели авто. Вот, например ГАЗель и «Волга», несмотря на то что имеют общий двигатель и даже устройство в целом, оснащаются совершенно разными по размерам крестовинами.
Срок службы
Крестовина рулевого вала имеет очень простую конструкцию, за счет чего так стойко выдерживает удары и может быть максимально долговечной. В среднем, данное устройство выходит из строя на 500-тысячном пробеге, поэтому оно считается одним из самых прочных и долговечных деталей во всей конструкции автомобиля. Единственное, в чем механизм нуждается, так это в периодической смазке. Если регулярно следить за состоянием крестовины, она прослужит даже больше вышеуказанного срока.