Стихотворение «Творчество» Брюсов написал в марте 1895 года. Оно вошло в его первый сборник «Шедевры» и стало настоящим манифестом раннего символизма. Несмотря на кажущуюся абсурдность образов, произведение построено очень логично и рационально. Брюсов показывает читателю процесс создания стихотворения.
Основная тема — творчество, созидание нового мира. Этот творческий процесс окутан тайной и для непосвященного кажется нелогичным и непонятным. Но Брюсов раскрывает его перед читателем, демонстрируя рождение художественного образа.
Рациональная основа кажущегося безумия
На первый взгляд, стихотворение «Творчество» кажется бессвязным набором образов, лишенным внутренней логики. Однако при более внимательном рассмотрении обнаруживается его рациональная основа. Ключом к пониманию служит сопоставление первой и последней строф. В начале речь идет о «тени несозданных созданий», в конце — о «тайнах созданных созданий». Эта эволюция указывает, что стихотворение описывает процесс творчества.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене...
- Поэт, находясь в полусне, видит отражение пальмовых листьев на печи, и эти тени преобразуются в его воображении в нечто фантастическое.
- Затем этот вымышленный мир начинает разрастаться, вытесняя реальность.
Таким образом, иррациональные, на первый взгляд, образы подчинены внутренней логике творческого процесса. Поэт создает особую реальность, в которой он выступает демиургом. Этот символический мир постепенно оформляется и в конце концов торжествует над действительностью.
Символический мир поэта-демиурга
Как уже отмечалось, Брюсов в стихотворении «Творчество» во многом выступает как демиург - создатель особого символического мира. Этот мир зарождается в воображении поэта на основе реальных образов. Так, «лопасти латаний» - это листья пальмы, «эмалевая стена» - печь, «месяц обнаженный при луне» - луна, отражающаяся в изразцах.
Однако затем обыденные вещи преображаются, обретая фантастические черты. Листья пальмы превращаются в руки, тишина начинает «звенеть», в комнате вырастают «киоски» - все эти метафоры и гиперболы создают иной, символический мир поэтического воображения. Брюсов использует нестандартную поэтическую лексику, намеренно эпатируя читателя.
Важная деталь - олицетворение, когда звуки начинают «ластиться» к поэту. Это подчеркивает его роль демиурга, которому покоряется весь мир. Из хаоса первичных образов рождается гармоничная вселенная поэтического сознания со своими законами. В итоге реальность оказывается побежденной этим новым миром, что отражает торжество творческой фантазии.
Так Брюсов в символической форме передает сложный иррациональный процесс художественного созидания. Поэт выступает в роли демиурга, творя свой собственный мир с помощью воображения. И читатель становится свидетелем этого удивительного акта творения.
Творчество
Тень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.
Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,В звонко-звучной тишине,Вырастают, словно блестки,При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженныйПри лазоревой луне…Звуки реют полусонно,Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданийС лаской ластятся ко мне,И трепещет тень латанийНа эмалевой стене.
Образное отражение реальности
Образность стихотворения «Творчество» во многом строится на игре отражений, двойников, что передает процесс зарождения поэтического мира. Так, лирический герой Брюсова видит листья пальмы, отражающиеся в печи: «лопасти латаний на эмалевой стене». Это отражение порождает фантазию, и дальше возникает целая череда подобных двойников реальности.
«Фиолетовые руки» - тени листьев, напоминающие руки. «Звонко-звучная тишина» - оксюморон, передающий, как реальная тишина отражается в поэтическом сознании в виде музыкальных звуков. «Месяц обнаженный при луне» - луна, зеркально дробящаяся в отражении. И наконец, «несозданные создания» преобразуются в конце во «созданные создания» - из хаоса рождается гармония.
Так поэт, подобно зеркалу, улавливает реальность и преображает ее, создавая свой особый мир - мир искусства. Этот мир органично связан с действительностью, являясь ее отражением, пусть и фантастически преувеличенным. И в то же время он живет по своим законам, законам красоты и гармонии.
Так Брюсов показывает диалектику соотношения реального и поэтического. С одной стороны, искусство базируется на повседневности, с другой - преображает ее, создавая особый мир. Это мир иллюзорный, зыбкий, сотканный из теней, отражений и фантомов - и вместе с тем обладающий подлинной эстетической ценностью и значимостью.
Торжество воображения над действительностью
Одна из важных идей стихотворения «Творчество» - торжество воображения поэта над окружающей реальностью. Символический мир, создаваемый Брюсовым, поначалу существует лишь в сознании лирического героя. Это всего лишь игра фантазии на основе зрительных образов и звуков.
Однако со временем этот вымышленный мир начинает активно развиваться, вытесняя повседневность. «И киоски вырастают, и звуки ластятся...» - здесь мы видим, как образы оживают, становятся все более реальными для восприятия поэта. И в итоге «уж победен мир» - реальность повержена, мир воображения торжествует.
Важную роль в этом играет олицетворение - одушевление неживых предметов и явлений. «Звуки ластятся», «дома ползут». Брюсов не просто фантазирует, он наделяет свой вымышленный мир сознанием и волей. Это позволяет ему разрушить барьер между «жизнью» и «искусством».
Так торжествует у Брюсова творческое начало над прозаической действительностью. Поэзия не просто отражает жизнь, но фактически замещает, вытесняет ее, переформатируя реальность в соответствии с эстетическим идеалом художника. Эта концепция станет одним из краеугольных камней эстетики символизма.
Фонетические и синтаксические повторы
Звукопись играет важную роль в создании поэтического мира стихотворения Брюсова «Творчество». Мы видим множество аллитераций в ритмически организованных рядах: «лопасти латаний», «ползут проворные дома». Звуковые повторы придают особую музыкальность стиху, создавая эффект заклинания.
Помимо аллитераций, активно используются ассонансы - повторы гласных: «фиолетовые руки», «эмалевая стена». Благодаря таким приемам усиливается лиричность, эмоциональность поэтической речи. Фоника текста оказывает почти гипнотическое воздействие на читателя.
Еще одна важная особенность - синтаксические повторы, когда последняя строка четверостишия повторяется в начале следующего. Создается ощущение потока сознания, круговорота образов: «И киоски вырастают...» Это подчеркивает спонтанность, иррациональность творчества.
Таким образом, Брюсов активно использует как смысловые, так и формальные приемы для воплощения неуловимого процесса художественного созидания. Фонетика и синтаксис текста передают мистическую основу творческого акта, его интуитивный, заклинательный характер.
Своеобразная поэтическая лексика
Язык стихотворения «Творчество» отличает обилие неологизмов, редких слов, нестандартных тропов. Это соответствует стремлению Брюсова создать принципиально новый, необычный поэтический мир. Так, уже в первой строке возникает экзотический образ «лопастей латаний» - листьев пальмы.
Другие примеры необычной лексики - «эмалевая стена» вместо просто эмалированной или изразцовой, «звонко-звучная тишина». Подобные оксюмороны и гиперболы наряду с олицетворениями создают эффект фантастики.
Особенность поэтики Брюсова - обилие цветописи и звукописи, нехарактерных для литературы того времени приемов: «фиолетовые руки», «лазурные дали». Это усиливает живописность, музыкальность стиха, чувственное восприятие текста.
Цветопись и звукопись
Яркой особенностью языка стихотворения «Творчество» является обилие цветописи и звукописи. Эти приемы нехарактерны для поэзии того периода, что подчеркивает новаторство Брюсова в расширении выразительных возможностей слова.
В тексте множество ярких цветовых эпитетов: «фиолетовые руки», «лазурные дали», «синие рощи». Цвет становится важным средством визуализации поэтического мира, создания его чувственной конкретики. Цветообозначения приобретают даже символический оттенок.
Еще одна важная особенность поэтики - звукопись, в частности аллитерация: «лопасти латаний», «ползут проворные дома». Звуковые повторы усиливают музыкальное звучание стиха, создавая ощущение магического заклинания, которое рождает новую реальность.
Так Брюсов расширяет возможности поэтического языка, делая упор на чувственное восприятие - зрительное и слуховое. Цветопись и звукопись помогают передать энергию иррационального художественного прозрения, мистического по своей природе.
Хрупкость поэтического образа
Брюсовский поэтический образ отличается хрупкостью и эфемерностью. Он возникает как мираж, как сон наяву и так же легко рассеивается при дневном свете реальности. Его нельзя до конца постичь логикой, ему нужно отдаться целиком, погрузиться в этот таинственный мир образов.
Хрупкость брюсовского поэтического мира подчеркивается различными художественными приемами в стихотворении «Творчество»:
- Эпитеты «фиолетовые руки», «на эмалевой стене», «звонко-звучная тишина» усиливают фантастичность образов.
- Метафоры «звонко-звучная тишина», «месяц обнаженный» делают мир туманным и загадочным.
- Олицетворения «киоски вырастают», «звуки ластятся», «тень трепещет» наделяют все вокруг человеческими чертами.
Все это способствует созданию хрупкого иллюзорного мира, который может исчезнуть в одно мгновение. На его гранях реальность сплетается с вымыслом, явь с сновидением. Этот мир недоступен логическому анализу и может быть постигнут лишь интуитивно, в глубоком погружении и сопереживании.
Как отмечает сам Брюсов, тайна творчества раскрывается лишь после завершения процесса создания произведения, когда оно предстает перед читателем во всей своей красе. До этого творческие образы хрупки и уязвимы, скрыты мраком и дымкой. Поэт признает критиков неспособными проникнуть вглубь этих образов, постичь их суть. Образ растает, не успев явить свою истинную природу. В этом - его величие и трагичность одновременно.
"Тайны созданных созданий /Ото всех тая.../ Исчезая, исчезая,/ Пропадая в дым..." - так Брюсов обрисовывает судьбу художественных образов, их хрупкость и уязвимость.
Источник: