Пифагор Самосский по праву считается одним из величайших мыслителей античности. Хотя о его жизни сохранилось мало достоверных сведений, а многое окутано легендами, вклад Пифагора в науку трудно переоценить.
Он внес фундаментальный вклад в развитие математики, астрономии, музыкальной теории. Пифагору приписывают открытия в области теории чисел, геометрии, акустики и многого другого.
В данной статье мы попытаемся разобраться в том, что известно о жизни этого выдающегося человека, какие открытия действительно принадлежат ему, а какие являются плодом вымысла и легенд.
Детство и юность Пифагора
Пифагор родился около 570 года до н.э. на греческом острове Самос в семье богатого торговца Мнесарха. С детства у него проявились незаурядные способности к учебе, и мальчик получил прекрасное образование. По некоторым источникам, его первым учителем был известный философ и космолог Ферекид. Юному Пифагору прививали любовь к знаниям и духовному развитию.
Сведения о ранних годах Пифагора крайне скудны и зачастую противоречивы. Историкам достоверно неизвестны даже точные годы его жизни, которые примерно определяют в пределах 570-500 гг. до н.э. Античные авторы упоминают Пифагора как обладателя привлекательной внешности, отличавшегося добродетельным нравом и любознательностью.
- Согласно некоторым легендам, истинным отцом Пифагора считался бог Аполлон.
- По другим преданиям, маленький Пифагор уже мог предсказывать будущее и общаться с животными.
В возрасте около 40 лет Пифагор был вынужден покинуть родной Самос из-за политических разногласий с местным правителем – тираном Поликратом. Вместе с единомышленниками он отправился в южную Италию, где, как считается, основал колонию Дикеархия (современный город Поццуоли). Здесь начинается новый этап в биографии Пифагора, когда он превращается из бродячего ученого в основателя философского учения.
Путешествия Пифагора в Египет и Вавилон
В античные времена одним из важнейших источников знаний считались путешествия, во время которых ученые общались с коллегами из других стран и народов. Поэтому неудивительно, что биография Пифагора тесно связана с его многочисленными странствиями.
Подлинные факты о поездках Пифагора смешаны с легендами и домыслами, но все же некоторые из них признаются историками достоверными. Так, например, большинство исследователей соглашаются с тем, что Пифагор какое-то время провел в Египте, постигая науки под руководством жрецов.
Древний Египет был на тот момент высокоразвитой цивилизацией, опережавшей греческие полисы в знаниях о математике, астрономии, медицине и архитектуре. Ученые из Египта поделились с Пифагором своими секретами в построении правильных геометрических фигур, расчетах объемов и золотом сечении. Пифагор мог также наблюдать грандиозное зодчество египтян и подмечать закономерности в цифрах и символах.
Следующей остановкой в странствиях Пифагора по биографическим сведениям стала Вавилония – древняя цивилизация на территории современного Ирака. Высокий уровень развития математики у вавилонян позволил им не только вычислять площади и объемы, но и решать достаточно сложные уравнения с несколькими неизвестными. Огромный вклад внесли вавилоняне и в создание лунно-солнечного календаря, деление года на 12 месяцев и круга на 360 градусов.
Пифагор изучал в Вавилоне астрономию, алгебру и основы тригонометрии. Также от вавилонских мудрецов он научился премудростям мистики чисел и оккультных знаний. Есть сведения и о возможном путешествии греческого ученого в индийскую Гималайскую долину.
Долгие странствия дали Пифагору глубокие энциклопедические знания в разных областях, позволив постепенно трансформироваться из странствующего мудреца в основателя целостной философской школы.
Основание пифагорейской школы
Вернувшись из своих долгих странствий, насыщенный новыми знаниями и открытиями, Пифагор решил основать собственную философскую школу в Южной Италии. Биография Пифагора на этом этапе претерпела кардинальные изменения – он превратился из бродячего мудреца в основателя целого учения.
Около 530 года до н.э. Пифагор прибыл в греческую колонию Кротон, расположенную на юге Апеннинского полуострова. Этот богатый город стал идеальным местом для реализации его планов по созданию философского сообщества. Пифагор проповедовал среди жителей Кротона свои идеи и учения, быстро собрав вокруг себя группу последователей.
Сформировалось закрытое общество под названием «пифагорейская школа», или «пифагорейский союз». Вступить в него могли только избранные после длительного испытательного срока, демонстрирующие глубокую мудрость и духовные наклонности.
Члены общины разделяли философские воззрения, следовали строгим правилам и образу жизни, установленным Пифагором. Ученикам запрещалось употреблять мясо, пить вино, заниматься накопительством. В повседневной жизни они практиковали аскетизм, умеренность и очистительные обряды.
- Членов сообщества отличала строгая иерархия, где новички проходили долгий путь посвящения.
- Высшие уровни имели доступ к тайным знаниям и символам, непонятным посторонним.
- Существовали также особые ритуалы приветствия и опознания среди пифагорейцев.
Деятельность пифагорейского союза имела поразительный успех. Члены общины контролировали значительную часть политической и религиозной жизни не только в Кротоне, но и в ряде других греческих полисов Южной Италии. Влияние учеников Пифагора распространялось на экономику, архитектуру, религию, медицину, воспитание молодежи и многие другие сферы общественной жизни.
Вклад Пифагора в математику и астрономию
Хотя Пифагор известен, прежде всего, как основатель философской школы и религиозно-этического учения, его биография тесно связана с большим вкладом в развитие математики и астрономии. Многие открытия в этих науках приписываются либо непосредственно Пифагору, либо членам его школы пифагорейцев.
Основным математическим достижением, носящим имя Пифагора, считается знаменитая теорема о соотношении сторон в прямоугольном треугольнике, гласящая, что квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. Хотя эта теорема была известна и в более ранних цивилизациях, Пифагор стал первым, кто дал ей строгое доказательство и математическую формулировку. Его ученики также занимались изучением пифагоровых троек – трех натуральных чисел, удовлетворяющих теореме Пифагора.
Будучи приверженцем идеи о центральном положении чисел в устройстве Вселенной, Пифагор внес огромный вклад в развитие теории чисел. Ему приписывают изучение четных и нечетных чисел, простых и составных чисел, выявление закономерностей в арифметических прогрессиях. Пифагорейцы также занимались изучением музыкальной теории и пропорций, открыв соотношения между длиной струны и высотой издаваемого ею звука.
- К разработкам пифагорейцев относится знаменитая таблица умножения.
- Они изучали правильные многогранники и принципы гармоничных пропорций в архитектуре.
В области астрономии Пифагор защищал гелиоцентрическую модель Вселенной, где в центре располагалось Солнце, а вокруг него вращались другие небесные тела. Эта революционная для того времени идея была основана на принципе умозрительного постижения космоса через число и пропорцию. Пифагорейцы считали, что движение планет подчиняется математическим законам и связано с музыкальной гармонией.
Согласно легенде, именно Пифагор ввел термин «космос», отражавший представления о Вселенной как упорядоченном и гармоничном мире. Он верил, что планеты при движении вокруг Солнца издают чудесную музыку, неслышимую для человеческого уха, но постигаемую интеллектом. Это учение о «гармонии сфер» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие астрономии и космологии в целом.
Обширные познания Пифагора в математике и астрономии были усвоены в его школе и через посвященных передавались будущим поколениям философов и ученых. Многие идеи пифагорейцев в области геометрии, нумерологии, музыкальной теории и космологии опередили свое время и легли в фундамент современных наук.
Религиозно-философские воззрения пифагорейцев
Пифагорейская школа, основанная Пифагором в южноиталийском Кротоне, объединяла в себе не только наставления и практики в области философии, математики и астрономии, но и целостное религиозно-этическое учение. В биографии Пифагора и его последователей духовные поиски и служение идеалам занимали центральное место.
Основой пифагорейской философии было представление о связи человеческой души с божественным началом. Пифагорейцы верили в переселение душ - идею о том, что после смерти душа человека может воплощаться в теле другого существа. Это обусловливало высокую планку нравственности у членов сообщества.
В своих религиозных обрядах пифагорейцы ставили целью достижение катарсиса - очищения души для ее объединения с божественной сущностью. Чтобы избавиться от греховных наслоений, они практиковали постоянные ритуалы очищения - как символические, так и буквальные. Члены общины были обязаны соблюдать строгий распорядок дня с постоянными упражнениями и религиозными церемониями.
- Пифагорейцы практиковали вегетарианскую диету, чтобы не поглощать остатки душ в животной пище.
- От них требовалось ношение особой льняной одежды и свободной от кожаных изделий обуви из-за представлений о «родственных душах» в животных.
- Запрещалось сообщать религиозные учения посторонним, не соблюдавшим правила и образ жизни общины.
Другая важная часть пифагорейской философии - представление о космическом порядке мира. Пифагор видел во Вселенной числовые закономерности и гармоничные математические соотношения. Эти идеи сформировали целостную картину устройства космоса и законов, управляющих жизнью людей и природными явлениями. Пифагор верил и проповедовал, что человек должен привести свою внутреннюю сущность в гармонию с порядком мироздания.
Из пифагорейского учения следовала также идея о цикличности и бесконечном повторении всех событий в истории. По мнению последователей школы, через определенные циклы времени Вселенная повторяет самое себя, космические тела занимают те же места, а люди совершают те же поступки.
В целом религиозно-философская система Пифагора основывалась на признании высшего божественного принципа и представлении о единстве макрокосма и микрокосма, Вселенной и человека. Соблюдение духовной дисциплины и нравственных норм, понимание космических законов и стремление к очищению души были главными путями достижения гармонии у пифагорейцев.
Гонения на пифагорейцев и смерть Пифагора
Несмотря на большой авторитет и влияние, которое приобрели Пифагор и его последователи в греческих колониях Южной Италии, деятельность пифагорейского сообщества в итоге натолкнулась на ожесточенное сопротивление и преследования. Гонения на пифагорейцев стали одним из драматических событий в биографии Пифагора, приведших к его смерти.
С самого начала своего существования пифагорейская школа и ее члены становились предметом критики и недовольства со стороны некоторых групп граждан. Их закрытость, элитарность и особый образ жизни вызывали подозрения у широких масс населения. Противников также возмущало огромное влияние пифагорейцев во власти и экономике отдельных городов.
Ситуация накалилась в крупном Кротоне, где пифагорейская община возглавила переворот и перехватила власть в городе после победы над соседним Сибарисом. Опасаясь засилья пифагорейцев, богатые горожане-демократы подняли восстание против нового олигархического режима. Во главе бунта стоял некий Килон, бывший пифагореец, изгнанный из школы за нарушение правил.
В ходе восстания около 510-509 гг. до н.э. были сожжены религиозные дома пифагорейцев, а многие их члены погибли. Повстанцы искали и убивали каждого, кто был хотя бы заподозрен в принадлежности к школе Пифагора. Эти драматические события легли тяжелым грузом на судьбу учителя и всего пифагорейского движения.
- Какое-то время Пифагору удавалось скрываться от преследования в Кротоне.
- Но вскоре он был вынужден бежать во французскую колонию Метапонт, где от горя, истощения и болезней в скором времени скончался.
- По одним сведениям, Пифагор умер в возрасте около 75 лет, по другим – он дожил до 80 и даже 90 лет.
После смерти основателя существование пифагорейского союза как единой силы прекратилось. Оставшиеся в живых братья рассеялись по другим городам и регионам, а общины постепенно растворились. Влияние пифагорейцев в политической жизни Южной Италии быстро сошло на нет.
Однако религиозно-философские идеи и учения Пифагора продолжали жить в учениках и записях, передаваясь из поколения в поколение вплоть до наших дней. Даже кровавые гонения не смогли полностью уничтожить наследие математика, космолога и реформатора, имя которого стало легендарным при его жизни.
Наследие Пифагора
Несмотря на темные страницы в биографии Пифагора, связанные с гонениями на его школу и трагической смертью основателя, философское, религиозное и научное наследие великого греческого мудреца оказалось невероятно глубоким и имело колоссальное влияние на ход мировой истории.
Начиная с последователей-современников самого Пифагора и вплоть до наших дней, ученые, философы, богословы и деятели других направлений вдохновлялись учениями пифагорейской школы. Многие идеи древнегреческих мыслителей были столь передовыми для своего времени, что их изучали и развивали на протяжении веков и даже тысячелетий.
Огромное значение для становления и развития математики имели теоретические построения самого Пифагора, его учеников и последователей. Учение о числах как высшем проявлении божественного порядка в мире вдохновило философов и ученых на изучение числовых закономерностей. Эти исследования дали начало таким отраслям математики как арифметика, алгебра и теория чисел.
- Таблица умножения, разработанная пифагорейцами, сохраняет универсальную значимость до сих пор.
- Идея пропорций, золотого сечения и математически гармоничных построений заложила фундамент геометрии и архитектуры.
- Теорема о соотношении квадратов сторон в прямоугольном треугольнике служит основой до сих пор используемых расчетов.
В области космологии и астрономии пифагорейцы сделали ряд важнейших прорывных открытий. Выдвинутая ими гелиоцентрическая модель Вселенной, ставящая в центр Солнце, предвосхитила идеи Коперника и Галилея. Учение о «гармонии сфер» и универсальных математических законах, управляющих движением небесных тел, во многом определило пути развития космологических теорий вплоть до наших дней.
В области этики и религиозных учений идеи Пифагора о необходимости очищения души, достижения внутренней гармонии и единения человека с божественным миропорядком нашли продолжение во многих последующих философских школах и религиозных течениях. Вегетарианская диета, принятая в пифагорейском союзе, считается одним из первых шагов в формировании этических норм по отношению к животным.
Наконец, само устройство пифагорейской школы, ставшей первым тайным религиозно-философским обществом в Европе, повлияло на формирование многих последующих мистических и эзотерических движений. Общины пифагорейцев с их строгой иерархией, символами и ритуалами можно считать прообразом таких современных движений как масонство и другие оккультные общества.
Легенды о Пифагоре
При жизни Пифагора уже стали появляться легенды и мифы о нем. Считалось, что он умеет предсказывать будущее и даже был сыном богов. Некоторые античные авторы утверждали, что во время путешествий Пифагор посетил множество стран, включая Индию, Испанию и даже Британию, чтобы познать новые науки.
- Мистические способности: согласно легендам, Пифагор мог обращаться с животными и даже разговаривал с медведем, обратив его в вегетарианство.
- Божественное происхождение: считалось, что Пифагор был сыном бога красоты и искусства Аполлона или бога торговли Гермеса.
- Путешествия за знаниями: говорили, что юный Пифагор отправлялся за знаниями в Индию, Финикию, Халдею, Испанию и даже Британию.
Согласно современным исследованиям, Пифагор предпочитал белую одежду и иногда носил на голове золотой лавровый венок. Вопрос о том, носил ли он штаны, до сих пор является спорным.
Впоследствии пифагорейцы приписывали своему учителю многие собственные достижения и открытия. Поэтому сейчас сложно установить с полной достоверностью, какие открытия сделал сам Пифагор, а какие принадлежат его последователям и ученикам.