Откуда взят образ Катерины
Главная героиня – глубоко народный типаж молодой женщины, обладающей творческим мироощущением, глубинной духовностью, стихийными сильными эмоциями.
Она наделена страстями, не скованными рассудком. Очевидно, что и чертами автобиографичности наделена пьеса Островского «Гроза». Образ Катерины, решившейся на внебрачную связь, создавался Островским, видимо, сходя из прототипа – актрисы Косицкой Любови Павловны. И актриса, и драматург имели свои семьи, но их взаимные отношения были неоднозначными. Безусловно, мир взаимоотношений этих двух творческих людей был богатым. В нем, очевидно, имел место известный конфликт между семейными отношениями и страстной любовью «на стороне». Как преломление его в трагической судьбе русской женщины и появилась драма Островского «Гроза». Образ Катерины в ней контрастирует и с любым образом из ее окружения, и со всем окружением одновременно.Главная героиня «Грозы» и ее окружение
Социальный статус Катерины - купеческая невестка. Девушка вышла замуж за Тихона Кабанова. С мужем они проживают в богатом доме у свекрови Марфы Игнатьевны. У Тихона есть незамужняя родная сестра, Варвара. Она также живет в доме. Главным «семейным идеологом» является свекровь. Ей противопоставляется образ Катерины. Островского «Гроза», как название произведения, по мнению Добролюбова, отображает конфликт между самодурством и безгласностью. А самодурство действительно в доме Кабановых процветает: Марфа Игнатьевна – прагматичная, авторитарная женщина. Ее мораль – непобедимо-ханжеская. Она не склонна сообразовывать домашний уклад с желаниями ближайших родственников. Зачем? Кабаниха (такое у нее прозвище) знает, «как должно быть». И весь дом ей подчиняется. Вот только у невестки инстинктивно возникает несогласие с бездуховностью и меркантилизмом.
Образ Катерины в видении критиков
По словам литературного критика Писарева, ни твердым характером, ни ясным умом не отличается образ Катерины. Островского «Гроза» (как название драмы) одновременно обнажает еще один конфликт - между эмоциональной сущностью героини и внешним миром. Мир, безусловно, не гармоничный. Но Катерина принципиально лишена автором главного инструмента общественного сосуществования – христианского смирения. По мнению Писарева, в ней с детских лет заложена способность на неосмысленный протестный поступок. Согласно видению Добролюбова, она стремится к «простору жизни», ей присуща «сила характера». Полемика литературоведов очевидна. Но трудно не согласиться с Писаревым: лишь эмоции и страсти составляют образ Катерины. Островского «Гроза» повествует о том, что молодой женщине достаточно только обмена страстными взглядами для возникновения чувства к Борису (образованному племяннику богатого купца Савела Прокофьевича Дикого). Толком не поняв, что это за человек, девушка бросается в свое чувство как в омут, с головой. Импульсивна и нелепа смерть молодой женщины. «Экстремал» Добролюбов усмотрел ее причину в нежелании героини жить в лживом ханжеском мире. Более рассудительный Писарев проследил, как настоящий психолог, логическую цепочку ее размышлений, приведшую к роковому шагу. Характерно, что изначально о самоубийстве Катерина даже не помышляла. На свидании она узнала о том, что возлюбленный Борис едет в Сибирь и что он не берет ее с собой. Катерине нужно возвращаться домой, но она почему-то решает, что будет лучше «в могиле». Затем молодой женщине приходит на ум ассоциация – полевые цветы на могилке. Забыв, что это – грешно, умиленная воображаемым цветочным царством, сложив руки крестом, она прыгает в Волгу.Выводы
Образ Катерины, безусловно, ярок. Островскому удалось достоверно изобразить самобытность ее мышления, открытость чувств. В ней нет ничего искусственного, надуманного. Она подобна природной стихии: чувства и эмоции определяют течение ее жизни. Да, она выделяется среди мещанского окружения. Однако можно ли по-добролюбовски фигурально назвать ее «лучом света»? Ведь кроме открытости чувств «свет» у нас ассоциируется также с разумом, со служением, с добротой. Жизнь светлого человека – это не вспышка в ночи, а озарение ровным мягким светом всех окружающих. В этом понимании «лучом света» являются известные литературные образы: Мария Болконская с ее бесподобными лучистыми глазами, леди Мелани («Унесенные ветром»).