Математика является важной частью программы в детском саду. Занятия математикой не только знакомят детей с числами, фигурами, счетом и логикой, но и развивают память, внимание и мышление. Особенно важно проводить увлекательные занятия по математике в подготовительной группе, чтобы вызвать интерес детей к этому предмету перед школой.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как провести познавательное и увлекательное занятие по математике в подготовительной группе детского сада. Расскажем о целях и задачах такого занятия, методах и приемах, которые помогут детям с интересом познавать мир чисел и фигур.
Цели и задачи занятия по математике в подготовительной группе
Одной из важнейших задач обучения детей в подготовительной группе является формирование элементарных математических представлений. Математическое развитие дошкольников направлено на решение следующих целей и задач:
- Формирование приемов умственной деятельности (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам)
- Развитие мыслительных операций, логического мышления
- Развитие элементарных математических представлений, овладение количественными и пространственно-временными отношениями, овладение основами логического мышления
- Воспитание интереса к математике
Занятия математикой в подготовительной группе способствуют развитию познавательных процессов, воображения, мышления, внимания, памяти. Разностороннее и систематическое обучение математике закладывает фундамент успешного обучения в школе.
На занятиях по математике дети овладевают конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, учатся рассуждать, доказывать, обосновывать, высказывать суждения. Так формируется познавательная активность, любознательность, сообразительность, самостоятельность.
Методы и приемы обучения математике дошкольников
Для достижения поставленных целей и решения задач при обучении математике в подготовительной группе используются разнообразные методы и приемы:
- Игровые - дидактические игры, игровое моделирование, игровые упражнения. Игра стимулирует активность и интерес детей к математике
- Наглядные - демонстрация наглядных пособий, таблиц, картинок, схем. Наглядность облегчает понимание абстрактных математических понятий
- Практические - выполнение заданий, упражнений с использованием раздаточного материала. Закрепление знаний в практической деятельности
Эффективны приемы проблемного обучения, поощрение догадки и сообразительности. Хорошие результаты дает сочетание разных методов обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Игровые формы на занятиях математикой
Одним из важнейших принципов обучения математике в подготовительной группе является принцип наглядности. Абстрактные математические понятия легче усваиваются, если представлены в игровой форме, интересной и доступной детям.
На занятиях можно использовать:
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Библиотека» - дети учатся считать, решать логические задачи
- Дидактические игры «Соседи числа», «Найди свой домик» - закрепление знаний чисел, цифр, состава числа
- Игры с конструктором, мозаикой, пазлами - развитие пространственного мышления
Использование игровых форм на занятиях математикой в подготовительной группе позволяет сделать процесс обучения увлекательным, вызывает интерес детей к математическим понятиям, способствует качественному усвоению знаний.
Использование наглядных пособий на занятиях математикой
Наглядность - один из основных принципов обучения математике детей дошкольного возраста. Абстрактные математические понятия легче усваиваются, если представлены в наглядной форме.
Для наглядности на занятиях математикой в подготовительной группе можно использовать:
- Демонстрационные пособия - таблицы, схемы, модели геометрических фигур
- Раздаточные пособия - карточки, палочки, фишки, фигуры из пластика, дерева
- Мультимедийные презентации, видеофрагменты
- Интерактивная доска
Использование разнообразных наглядных пособий способствует лучшему пониманию и запоминанию материала, активизирует мыслительную деятельность детей. Наглядность стимулирует интерес к математике, делает процесс обучения более эффективным.
Развитие логического мышления у дошкольников на занятиях математикой
Одна из важнейших задач обучения математике в подготовительной группе - развитие логического мышления.
Для этого на занятиях можно использовать:
- Занимательные задачи, ребусы, головоломки - развивают мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения
- Упражнения на классификацию, обобщение математических объектов - формируют логику
- Задания на установление закономерностей, причинно-следственных связей - развивают абстрактное мышление
Разнообразные логические задания, занимательные игры и упражнения вызывают интерес детей к математике и эффективно развивают мыслительные способности.
Формирование элементарных математических представлений
Одна из важнейших задач обучения математике в подготовительной группе - формирование элементарных математических представлений:
- Понятия числа, цифры. Счет, знание количественного и порядкового состава числа
- Представления о величине, измерении, сравнении предметов
- Представления о геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях
Для формирования этих представлений на занятиях используют:
- Упражнения в счете, измерении, сравнении, группировке множеств
- Дидактические игры на состав числа, ориентировку, логику
- Задачи, головоломки, ребусы математического содержания
Постепенное формирование математических представлений готовит детей к успешному обучению в школе.
Закрепление знаний о числах и цифрах
Важной задачей обучения математике в подготовительной группе является закрепление знаний о числах и цифрах:
- Понятия количественного и порядкового значения числа
- Навыки счета в прямом и обратном порядке
- Соотношение количества предметов и цифры
Для закрепления этих знаний используют:
- Игры «Назови соседей числа», «Посчитай и напиши»
- Упражнения на сравнение чисел, определение места числа в ряду
- Логические задачи на соотнесение количества и цифры
Систематическое закрепление числовых представлений и навыков счета обеспечивает прочное усвоение данного раздела программы и математическое развитие детей.
Изучение геометрических фигур в игровой форме
Изучение геометрических фигур является важной частью формирования элементарных математических представлений у детей подготовительной группы. Это помогает развивать пространственное мышление, воображение, логику. Однако заучивание свойств фигур может быть скучным для дошкольников. Поэтому целесообразно проводить такие занятия в игровой форме.
- Например, можно предложить детям построить домик из различных геометрических фигур - треугольников, квадратов, прямоугольников. Задача ребенка - подобрать подходящие фигуры, чтобы получился домик. В процессе решения этой конструкторской задачи дошкольники на практике убеждаются в свойствах разных фигур.
- Также можно провести игру "Угадай фигуру". Педагог задумывает какую-то фигуру, а дети по очереди называют ее свойства, пытаясь угадать задуманную фигуру. Это помогает закрепить знания об основных признаках геометрических фигур.
- Подвижные игры тоже подходят для изучения геометрического материала. Например, игра "Найди свою фигуру". Дети разбиваются на команды в соответствии с названными фигурами. По сигналу ведущего каждая команда должна как можно быстрее собраться возле определенной фигуры, лежащей на полу. Это интересный и оживленный вариант занятия.
Таким образом, использование разнообразных игровых приемов позволяет сделать изучение геометрических фигур увлекательным. Благодаря играм у ребенка формируется интерес к математике, развивается мышление и память.
Игровой прием | Развиваемые навыки |
Конструирование домика из фигур | Соотнесение фигур с реальными объектами, знакомство с их свойствами |
Игра "Угадай фигуру" | Закрепление признаков геометрических фигур |
Подвижная игра с фигурами | Развитие внимания, быстроты реакции |
Роль занятий математикой для подготовки к школе
Занятия математикой играют очень важную роль в подготовке ребенка к школе. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить прочную базу для дальнейшего изучения точных наук.
- Во-первых, регулярные занятия математикой в детском саду помогают развить логическое и абстрактное мышление ребенка. Дошкольник учится классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Без этих навыков сложно успешно учиться в школе.
- Во-вторых, изучение чисел, цифр, математических знаков, геометрических фигур закладывает фундамент знаний для успешного освоения школьной программы по математике. Даже если какие-то понятия ребенок не запомнит, у него останется общее представление о том, с чем ему предстоит столкнуться в первом классе.
- В-третьих, математика развивает память, внимание и усидчивость – качества очень важные для адаптации к школе. Например, решение логических задач, загадок требует концентрации внимания, а запоминание состава чисел – хорошей зрительной и слуховой памяти.
В целом, математика в детском саду формирует те базовые предпосылки, которые необходимы для успешного обучения в школе. Ребенок становится более подготовленным, внимательным, спокойно относится к задачам учебного типа. Занятие по математике в подготовительной группе приучает мыслить логически и находить решение в нестандартных ситуациях - отмечают многие психологи.
- Формирование логического и абстрактного мышления
- Получение базовых математических знаний
- Развитие памяти, внимания, усидчивости
Роль занятий математикой трудно переоценить. Эти занятия крайне необходимы для подготовки дошкольников к новому этапу жизни - обучению в школе. И чем разнообразнее будут математические игры и задания, тем легче ребенку будет адаптироваться и осваивать школьную программу в дальнейшем.
Каждое занятие по математике в подготовительной группе - как маленький кирпичик: все они вместе складываются в фундамент знаний выпускника детского сада. И от того, насколько прочным будет этот фундамент, во многом зависит дальнейшая успеваемость школьника.