Юрий Визбор по праву считается одной из ключевых фигур в истории советской авторской песни. Его творчество оказало огромное влияние на развитие этого жанра в 1960-1970-х годах. За свою недолгую жизнь Визбор успел написать сотни песен, многие из которых стали по-настоящему народными. В этой статье мы подробно рассмотрим биографию легендарного барда - от детства до последних дней. Проследим основные вехи его творческого пути, поговорим о самых известных произведениях. Также коснемся личной жизни Юрия Визбора.
Надеюсь, после прочтения этого материала вы составите целостное представление об этом замечательном человеке и музыканте, чьи песни до сих пор живут в сердцах миллионов людей.
Детство и юность будущего барда
Юрий Иосифович (Юзефович) Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве. Его отец, Иозас Визборас, был литовцем, работал в органах НКВД, но в 1938 году был репрессирован и расстрелян. После этого семья была выслана из Москвы. Мать Юрия, Мария Григорьевна Шевченко, работала медсестрой. В 1941 году семья вернулась в Москву.
В 1951 году Визбор окончил московскую школу No659 и поступил в МГПИ им. В.И. Ленина. Уже в институте начал писать песни. Его друг Владимир Красновский научил Юрия играть на гитаре. Тогда же появились первые популярные песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки».
В 1955 году Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература». После института работал учителем в Архангельской области. В том же году был призван в армию, где прослужил два года. В армии написал свою первую песню на собственную музыку «Синие горы». После демобилизации в 1957 году Визбор начал работать журналистом на радио и в периодике.
Таким образом, в юности Визбор получил педагогическое образование, начал писать песни, полюбил туризм и Север. Армейская служба также оказала большое влияние на формирование его как поэта. К концу 1950-х годов он уже был одним из ярчайших представителей жанра авторской песни.
Начало творческого пути
После армии в 1957 году Визбор начал работать внештатным журналистом на Московском радио. Он стал одним из основателей звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Это был непростой период в бытовом плане, поскольку постоянной работы не было, а у Визбора уже была молодая семья. Тем не менее, именно в эти годы Визбор сочинил многие песни, ставшие впоследствии народными хитами - «Охотный ряд», «Домбайский вальс», «Синий перекресток». В 1961 году он написал сценарий и 6 песен к фильму «Выше неба», в том числе знаменитый «Домбайский вальс».
К началу 1960-х годов Визбор уже был одним из ярчайших представителей авторской песни, задал жанр и создал традицию. Его песни получили широкую популярность среди молодежи. В 1963 году Визбор стал одним из основателей звукового журнала «Кругозор», где проработал до 1970 года. Таким образом, несмотря на трудности, в конце 1950-х - начале 1960-х годов Визбор активно работал на радио, в кино, писал песни. Это было начало его творческого пути, заложившее фундамент будущей славы.
Работа на радио и в звуковых журналах
В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия» на Московском радио. Это был его первый опыт работы на радио. В начале 1960-х годов он продолжал сотрудничать с Московским радио, писал очерки и репортажи. Важнейшим этапом работы Визбора на радио стало создание в 1963 году популярного звукового журнала «Кругозор». Юрий Иосифович был одним из основателей этого проекта и проработал в нем до 1970 года. Он много ездил по стране с журналистскими заданиями и писал песни-репортажи. Так появился новый жанр в его творчестве.
Первой песней-репортажем Визбора в 1964 году стала «На плато Расвумчорр». Другими известными образцами жанра песни-репортажа являются «По дороге на Васюки», «Песня о новых городах». В 1966 году репортажи Визбора для «Кругозора» были отмечены как лучшие материалы журнала. Таким образом, работа на радио и в звуковых журналах раскрыла Визбора как журналиста, репортера и мастера песни-репортажа. Эти годы были очень плодотворными для его творчества.
Расцвет творчества в 1960-1970-х годах
1960-1970-е годы стали периодом расцвета творчества Юрия Визбора. Помимо активной работы на радио он много писал, выступал с концертами, сотрудничал с киностудиями. В 1966 году вышел первый сборник рассказов Визбора «Ноль эмоций». В 1967 году он написал сценарий к документальному фильму «Тува – перекресток времен». С 1970 года Визбор перешел на работу в сценарный отдел творческого объединения «Экран» Госкино СССР.
Его творческие командировки были связаны с крупнейшими проектами того времени – строительством КамАЗа, Братской ГЭС, освоением нефтяных месторождений Сибири. За сценарий к фильму «Доктор» в 1976 году Визбор получил Гран-при международного кинофестиваля. В 1970-х годах активизировалась и гастрольная деятельность Визбора. Его концерты с успехом проходили во многих городах страны. Выходят пластинки с его песнями. Визбор продолжал писать стихи, песни, рассказы.
Таким образом, 1960-1970-е годы стали временем наивысшей творческой активности и популярности Визбора. Он проявил себя во многих ипостасях – как поэт, бард, киносценарист, журналист.
Гастрольная деятельность
Начало активной гастрольной деятельности Юрия Визбора как барда и автора-исполнителя приходится на начало 1970-х годов. Если в 1971 году он дал около 30 концертов в разных городах, то в 1976 году это число выросло уже до 70 выступлений. География гастролей Визбора обширна – от Калининграда до Владивостока. Особенной популярностью он пользовался в Сибири и на Урале, куда ездил неоднократно. Концерты проходили во Дворцах культуры, клубах, на стадионах и собирали полные залы.
Во время выступлений Визбор не только исполнял уже полюбившиеся слушателям песни, но и презентовал новые произведения. Гастроли были для него возможностью живого общения со зрителями, которые благодарно принимали творчество любимого барда. Благодаря гастролям творчество Визбора становилось достоянием всей страны. Концерты укрепляли его популярность, а аудитория слушателей значительно расширялась. Гастрольная деятельность 1970-х годов стала важной вехой в биографии выдающегося барда.
Сотрудничество с киностудиями
Начиная с 1960-х годов, Визбор активно сотрудничал с киностудиями как сценарист и автор песен к фильмам. В 1961 году он написал сценарий и 6 песен для фильма «Выше неба», в том числе знаменитый «Домбайский вальс». В 1967 году Визбор создал сценарий документального фильма «Тува – перекресток времен». С 1970-х годов он работал в сценарном отделе творческого объединения «Экран», ездил в творческие командировки на крупные стройки.
За сценарий фильма «Доктор» Визбор получил Гран-при международного кинофестиваля в 1976 году. В 1979 году фильм «На полюс!» с его текстами завоевал Гран-при другого фестиваля. Также Визбор снимался в кино в ролях второго плана. Таким образом, кинематограф стал важной частью творчества Визбора. Он внес значительный вклад в создание популярных фильмов 1960-1970-х годов.
Работа в театре
Помимо кино, Визбор активно работал и в театре как драматург и автор пьес. В 1974 году состоялась премьера его пьесы «Автоград XXI» в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером выступил Марк Захаров, с которым Визбор в дальнейшем плодотворно сотрудничал. Еще одной известной театральной работой Визбора стала пьеса «В списках не значился» по мотивам повести Бориса Васильева. Она была поставлена более чем в 20 театрах СССР после премьеры в 1974 году.
Визбор не только писал пьесы, но и принимал активное участие в их постановке, работая с режиссерами и актерами. Он часто бывал на репетициях, дорабатывал тексты, вникал во все тонкости театрального искусства. Многие театральные работы Визбора пользовались большим успехом у зрителей и критиков. Они ставили острые социальные проблемы, отличались драматургическим мастерством. Таким образом, театр занимал важное место в творческой биографии Юрия Визбора. Его пьесы обогатили драматургию 1970-80-х годов и пользовались популярностью у зрителей.
Признание и популярность
В 1971 году началась активная концертная деятельность Визбора: состоялось тридцать его выступлений в городах страны, а самым активным стал 1976 год (семьдесят концертов). В 1974 году состоялась премьера пьесы «Автоград XXI» в Московском Театре имени Ленинского комсомола. В 1979 году на международном кинофестивале в Италии фильм «На полюс!», для которого Визбор написал текст, был удостоен Гран-при. Биография Юрия Визбора полна ярких моментов признания его таланта. Он стал легендарным бардом, чьи песни и по сей день популярны и любимы миллионами людей.
Личная жизнь
Юрий Визбор был женат четыре раза. Его первой женой стала однокурсница Ада Якушева. В этом браке родилась дочь Татьяна, которая впоследствии стала журналисткой и радиоведущей. Несмотря на сложности в быту, этот период оказался плодотворным в творчестве Визбора. Второй супругой барда была актриса Нонна Мордюкова, с которой он прожил семь лет. Следующей избранницей стала Адель Соломоновна Кутик, сотрудница Гостелерадио СССР. Этот брак продлился три года.
Последней женой Визбора была Екатерина Жигульская, 25-летняя выпускница ВГИКа. Они познакомились на съемках фильма «Мы из джаза» в 1983 году. Катя стала единственным человеком, который был рядом с Визбором до последних дней.Несмотря на многочисленные романы, в центре жизни Визбора всегда было творчество. Его песни, стихи и рассказы рождались из личных впечатлений и переживаний. Талант и обаяние барда притягивали к нему людей, но работа всегда оставалась главным приоритетом.
Последние годы
В начале 1980-х годов Юрий Визбор активно работал на телевидении, создавая сценарии и песни для фильмов. В 1980 году он написал текст известной песни к кинофильму "Москва слезам не верит". Это был период творческого расцвета. Однако в 1982 году произошло несчастье - Визбор перенес инфаркт миокарда. После длительного восстановления он вернулся к привычному ритму жизни и походам в горы. Но биография Юрия Визбора подошла к своему завершению.
В 1984 году у Визбора диагностировали рак печени, от которого он скончался 17 сентября в возрасте 50 лет. Похоронен бард на Кунцевском кладбище в Москве. Его последней песней стала "Цейская", написанная незадолго до смерти. Юрий Визбор прожил яркую, наполненную событиями жизнь. Его песни, стихи, рассказы и фильмы с текстами барда по-прежнему популярны и любимы миллионами. Творческое наследие Визбора бесценно для российской культуры.
Наследие выдающегося барда
Юрий Визбор оставил после себя богатое творческое наследие. Это сотни песен, стихотворений, рассказов, пьес и киносценариев. Многие его произведения стали по-настоящему народными, вошли в золотой фонд отечественной культуры. При жизни Визбора вышло несколько пластинок и кассет с его песнями, сборники стихов и прозы. После смерти издавались собрания сочинений, книги и фильмы о его жизни и творчестве. Биография Юрия Визбора вдохновляла и продолжает вдохновлять многих авторов.
Визбор считается родоначальником жанров авторской и туристской песни. Его новаторский вклад в развитие этого направления трудно переоценить. Десятки известных бардов продолжают его традиции и чтят память мастера. Творчество Юрия Визбора - это целая эпоха в истории отечественной культуры. Его песни, пронизанные любовью к жизни и стране, навсегда вписаны в нашу историю.