Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. Рисованию мальчик учился в Школе изящных искусств. Его талант был заметен уже с детства, но создавать настоящие шедевры он начал намного позже.
Картины на исторические темы
На исходе 1850-х годов, когда Эдгар пребывал в Италии, ему удалось познакомиться с творчеством старых художников. Вскоре он вернулся во Францию и написал несколько картин, в основу которых были положены исторические сюжеты (состязание спартанских парней и девушек, Семирамида, закладывающая город и т. д.). Но классическими в этих полотнах были, пожалуй, только лишь темы: греки у Эдгара были похожи на жителей Парижа, а манера изображения была достаточно раскованной и свежей.
![Эдгар Дега](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383718.jpg)
Портреты
В 1860-е годы художник пишет несколько удивительных портретов, чем-то напоминающих творения Энгра, но в целом, весьма оригинальных и узнаваемых. В этих картинах уже отчетливо заметны качества, свойственные всем работам Дега: объективность, желание максимально точно передать все детали, благородные цвета, элегантность. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. Особого внимания заслуживает портрет женщины с цветами – такого в истории живописи еще не было никогда. Художник без лишних сомнений размещает даму с краю, причем часть ее туловища оказывается срезанной.
Модные течения в искусстве. Что изображал Дега?
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Что считалось актуальным в то время? Прежде всего воплощение в полотнах непосредственных эмоций, кроме того, современные художники не чурались погружения в жизнь простого народа, они черпали оттуда вдохновение.
![Эдгар Дега картины](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383701.jpg?1398641280428)
Смыслом своей деятельности парижский творец считал демонстрацию правды жизни. Кстати говоря, он всегда был против ее приукрашивания.
Удивительный парадокс, предварение современного кинематографа
Каждая картина Дега – результат продолжительных наблюдений и изнурительной работы по превращению их в готовое изображение. В его полотнах не было ничего непосредственного, он долго размышлял над каждой деталью, и в этом он был схож с Пуссеном. Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс. При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи.
![Эдгар Дега Голубые танцовщицы](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383702.jpg?1398641345825)
Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. Интересно, что люди, изображенные на его полотнах, кажутся запечатленными не обычной, а скрытой камерой. Что касается девушек, приводящих себя в порядок, то Эдгар Дега говорил, что до некоторого времени обнаженные представительницы прекрасного пола представали на картинах в таких неестественно эротичных позах, что казалось, будто есть наблюдатель, перед которым они красуются. А его женщины совершенно расслаблены и не пытаются никому понравиться, а полностью заняты мытьем, расчесыванием и одеванием.
Проза рождает поэзию
Дега всегда желал проникнуть в тайны жизни, и его можно считать и романтической натурой, и объективным наблюдателем одновременно. В его картинах есть и прекрасные моменты, и грубоватая правда.
Понять это можно, рассмотрев его полотна, в основу которых положен балет. Он изображает и театральное «закулисье», и сказочное представление, разворачивающееся на сцене. Простоватые и абсолютно неромантичные балерины превращаются на наших глазах в элегантных фей, именно проза рождает поэзию. Как хорошо понимал эту закономерность Эдгар Дега! Балерина становится изящной бабочкой, стоит только ей начать свой танец.
Использование пастели, изменение стиля
С возрастом Дега все чаще начинает обращаться к пастели, как правило, соединяя ее с гуашью, литографией либо монотипией. Она нравилась ему по причине своей благородной мягкости, совмещенной с насыщенностью и выраженностью оттенка, а также красивой матовости. Со временем стиль художника становится все более монументальным. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Довольно ощутимая перемена в творчестве. Что касается поздних картин Дега, то в них самое главное место занимает цвет, эта сияющая, свободная, удивительная стихия.
![Эдгар Дега биография](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383711.jpg?1398641413563)
Статуэтки
Практически всю жизнь Дега делал скульптуры: мастерил из глины и цветного воска фигурки бегущих коней, танцовщиц в элегантных позах и девушек, приводящих себя в порядок. Ближе к концу жизни у художника развилась глазная болезнь, и он больше не мог писать картины, а занимался только этими статуэтками. Эдгар Дега, скульптуры которого долгое время были неизвестны миру, скрывал от общественности еще один свой талант. Последние его годы были драматичными: творец, удивлявший товарищей безупречным зрением, скончался совсем плохо видящим.
«Голубые танцовщицы»
![художник импрессионист Эдгар Дега](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383700.jpg?1398641626105)
Отдельно следует сказать об этой картине. При первом взгляде на нее может показаться, что вот-вот зазвучит музыка, так весело и радужно сияют чистые оттенки. Эта картина олицетворяет собой полную раскованность и свободу. Однако критики и зрители часто насмехались над художником за то, что он «срезал» изображение, они говорили, что у Дега просто не получается гармонично разместить на холсте предмет или человека, уложиться в его размер.
Эта картина написана пастелью, как уже было сказано выше, Эдгар Дега ее любил, потому что она позволяла соединять линию и цвет. Несколько танцовщиц как бы слились в одну, все полотно пропитано идеей гармоничного движения. Что перед нами: замерший миг репетиции, выступления? Или на холсте изображен образ одной и той же девушки, но в разных ракурсах? Вероятно, зритель не будет задаваться этим вопросом, так как он будет очарован сиянием небесного цвета, который на некоторых участках темнее, а на других светлее. Переливаются и сверкают юбки, завораживая своим блеском…
Благодаря этой картине широкий круг людей узнал, кто такой Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы» принесли ему славу.
![Эдгар Дега балерина](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383709.jpg?1398641688609)
«Фигура в движении»
Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Эти статуэтки словно сошли с картин. Многие из тридцати бронзовых фигурок парижского мастера были сделаны еще в тот период, когда он создавал полотна. В основу некоторых положена абсолютно оригинальная идея, не имеющая аналогов. К примеру, фигурку «Ванна» нужно наблюдать именно сверху – ничего подобного еще не было в истории скульптуры.
Мастер никогда не демонстрировал свои статуэтки, за исключением «Маленькой танцовщицы». Дега одел ее в настоящие ткани, что категорически не понравилось критикам. После данного случая художник создавал фигурки исключительно «для души», а не для выставок.
Эдгар Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины. Мастеру нравились эти материалы. Он мог по желанию что-либо изменить, к примеру, положение ноги коня.
В преклонном возрасте, когда Дега уже плохо видел, он делал только такие фигурки. После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях.
![Эдгар Дега скульптуры](http://fb.ru/misc/i/gallery/18955/383712.jpg?1398641733281)
Обнаруженные скульптуры родственники художника сделали бронзовыми, в итоге получилось 74 фигурки, которые были отданы в лучшие музеи.
Всем людям, посетившим эту выставку, по-новому открылся такой замечательный творец, как Эдгар Дега. «Фигура в движении» стала настоящей сенсацией для ценителей искусства.