Миллионы россиян гордятся тем, что кто-то и где-то блоху подковал и тем утер носа аглицким мастерам, а вместе с ними и всей европейской цивилизации. Хотя сама характеристика Левши из рассказа «Левша», как ее обрисовал писатель, ни к какой гордости не располагает. Забитый и увлеченный своим делом человек, который позволяет себя унижать и топтать ногами, – вот кто такой Левша.
Дуракам… закон писан, и хоть читан, да не так
Но глубина произведения не исчерпывается одним образом гениального русского мастерового. В нем показана, если говорить по-современному, вся неэффективность системы управления человеческими ресурсами в стране, которая уже 500 лет существует под властью Москвы. Эти высококачественные ресурсы уничтожаются, пинаются, превращаются в существа без достоинства с рефлекторным, но не осознанным, чувством гордости непонятно за что. Так и управленческий же аппарат тоже гордится тем, что Левша блоху подковал! А это и вовсе выглядит по-дурацки. Кто-кто, а они-то должны были бы понимать, что дарованный свыше гений замучен и уничтожен, и не принес стране даже сотой доли того, что бы мог принести. Но этот аппарат бездельников и дармоедов все талдычит: зато наш Левша блоху подковал!
Управленческий аппарат
Начинается сказ Лескова с описания апартаментов высшего должностного лица страны. Его послы иностранные удивили безделушкой. Он у своих чиновников спрашивает: есть ли в стране люди, равные аглицким мастерам? А чиновники ничегошеньки не знают и отвечают: «Нет». Тут и проявляется образ Левши в рассказе Лескова в смутной вере высшего должностного лица в Россию, потому что умом ему то, чем он управляет, не понять.
И зовет он представителя репрессивного аппарата – генерала Платова. Тот легко и не задумываясь, отвечает, мол, есть такие, живут недалеко, в Туле. Высшему должностному лицу сразу же разогнать бы дармоедов, но он их только пожурил снисходительно: ай-ай, нужно верить! Да чиновник должен знать, а не верить, - тогда он выполняет свои функции, и недаром ест свой хлеб, и приносит пользу Отечеству.Но страной есть кому управлять – генерала Платова знают все, хоть он три года на печи отдыхал: у него кулаки узловатые. Здесь характер Левши из рассказа «Левша» прекрасно раскрыт писателем. Из повествования далее следует, что все мастера имеют одинаковый характер – рабский. Их построили, оторвали от нужных дел, унизили, наконец, а они подают идею, что неплохо было бы подковать блоху и тем удивить иностранцев. Подковки они готовы выковать, но гвоздки только Левша может сделать, однако он человек норовистый. «Как? – вскричал Платов, - тащите его сюда!» И вся норовистость вмиг исчезает, когда его Платов за волосы и себе под ноги бросает. В данной символичности вся характеристика Левши из рассказа «Левша» изображена – это раб чиновников-бездельников и репрессивного аппарата государства.
Сравнение с аглицкими мастерами Левши и двух управленческих систем
Пролежала безделица, сделанная для бездельников, много лет. Высшее должностное лицо сменилось. Приехали вновь послы и вспомнили блоху. Те удивились – вот это гений, вот это мастер! Но только зачем он ее подковал, если нужно было всего лишь пружинку поменять? Ответ Лица убийственный: они (мастера) у нас ничему не обучались, божьими талантами живут.
И захотела Англия посмотреть на Левшу. Да, пожалуйста, отвечает главное Лицо и вопрошает чиновников, мол, где он? А те не знают. Разогнать бы таких прислужников к чертовой матери, однако зовут главного из них - Платова. Узловатый кулак все сделает, когда есть рабы, которые умеют работать.
Мелочь в сравнении
Полная характеристика Левши из рассказа «Левша» Лесковым дается в описании его отношений с аглицким Полшкипером, который полморя Балтийского знал. Тот понимает, какой гениальный человек перед ним, и признает, что он мелочь в сравнении с Левшой: всего лишь пол Балтийского моря знает, но требует к себе уважения, и его таки уважают. Левшу же какой-то Платов за волосы таскает, и плюс ко всему еще и в кармане у него копейки денег нет. От ответа Мастера мурашки бегают по спине: он поясняет шкиперу, что у Платова какие-то (!) заслуги перед Отечеством, о которых Лицо знает, потому он и имеет право кого угодно за волосы таскать. А простые люди привычные.
В Англии Левше предлагают остаться и учиться. Он (с его гением) для всего человечества такую пользу принесет, что останется имя Левши в веках. Но Мастер любит Родину и «русские бабы в не пример сдобней аглицких». Водят Левшу по заводам, а он все прямо на лету схватывает и уже советы умные дает. За ним три чиновника (!) ходят, эти советы пишут на бумагу и их развозят по всем аглицким заводам.
Родина встречает своего гения
Затосковал по дому Мастеровой. Что делать? Видят англичане – не удержат. Дали ему денег и просили не забывать, наведываться. Уж слишком он пользы принес государству «ихнему».
Описание Левши из рассказа «Левша» при его возвращении на родную землю можно без купюр печатать в современных СМИ.Франтом сошел на берег Левша, деньги звенят в кармане. Пошел в репрессивный аппарат, чтобы Платова найти и секрет сообщить. А там со всем пренебрежением к нему: «Да ты пьян! Знаешь, кто такой Платов?!» Ограбили, избили и в каталажку, на цементный пол. Заболел гениальный мастер, помирать начал. Но это никого не волнует. Никто о нем не помнит. А вспомнил его Полшкипер, который корабли в Петербург аглицкие привел.
Характеристика Левши из рассказа «Левша» в этом месте становится полной – раб не по принуждению, а по призванию. Нашел его Полшкипер, дал взятку представителям репрессивного аппарата, потому что разъяснений его, что за человека они убивают, те не поняли. В больницу определил. А тот помирает и все просит аглицкого друга найти ему Платова. Друг приложил усилия и через своих послов выполнил просьбу умирающего.
Прибыл Платов. Ничего не екнуло в генеральской душе, ничего. Так и должно быть. А Левша просит его оставить один на один с Платовым. Остаются, и говорит гений генералу о том, чтоб не чистили ружья тертым кирпичом. Стволы шире становятся, и пули в них болтаются. Как начнется война (!) с Англией, то те победить Русь-матушку могут. И помер.
Изучали бы в обязательном порядке все чиновники России рассказ «Левша», как советовал в свое время Лев Толстой, то и не бежали бы ныне «левши» наши в ту цивилизацию. Не ценим мы того, что имеем. Начинаем вспоминать и осознавать лишь тогда, когда безвозвратно теряем.