Этапы развития российского налогового законодательства для МСБ
Значительным стимулом в развитии МСБ является система налогообложения. Ее реформирование в России началось в 90-х годах (советский строй подобного бизнеса просто не предполагал). Старт этому конструктивному процессу положил в 1996 году Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения». УСН «Доходы минус расходы» и, как альтернатива, УСН «Доходы» были предложены как варианты облегчения налогового бремени начинающим предпринимателям. За ними в 1998 году последовал «Закон про единый налог на вмененный доход…», касающийся отдельных видов деятельности. Дальнейшее совершенствование регулирования государством сферы бизнеса проявилось в 2013 году с принятием закона «О патентном налогообложении».
Выгоды от упрощенной системы налогообложения
Посредством введения единого налога предпринимателям был предложен действительно упрощенный налоговый учет, позволяющий даже людям, не имеющим специального бухгалтерского образования, заполнять реестр учета – журнал финансовых поступлений и расходов. В данном журнале ведется учет согласно методике УСН. «Доходы минус расходы» - это соотношение определяется непосредственно по журналу. Раз в год предоставляются налоговая декларация, а также отчет по среднесписочному персоналу. Данная система для МСБ является противоположностью классического налогообложения, предполагающей для юридического лица альтернативу налогу на добавленную стоимость, прибыль, имущество, а для ИП – налогу на доходы физлиц и на имущество физлиц.
Подсчитано, что за счет вышеизложенной налоговой оптимизации бизнес, ориентированный на непосредственную работу с потребителем товаров и услуг получает выгоду на 10% больше, что способствует росту прибыли как минимум на 30%.
Льготный режим – приостановившемуся бизнесу
Переход на упрощенную систему налогообложения максимально снижает формальные издержки для предпринимательства на период, когда бизнес практически не велся. Если за этот период не было движения средств на банковских счетах, в кассе, то предприниматель, согласно Приказу Минфина № 62н от 10.07.2007 г., представляет в налоговый орган упрощенную декларацию «с нулями» до 20 января следующего года, которая ни к чему его не обязывает.
Законодательство об использовании «упрощенки»
Глава 26.2 российского Налогового кодекса четко ограничивает размерами бизнеса право использовать УСН. «Доходы минус расходы» или сугубо «Доходы» как база налогообложения могут использоваться предпринимателем (юридическим лицом) в контексте упрощенной системы при соответствии бизнеса определенным критериям.
«Упрощенка» рекомендуется в том случае, если активы предприятия не больше 100 000 000 руб., персонал ограничен сотней сотрудников, а выручка за год не превышает 60 000 000 руб. При этом участие в уставном капитале предприятия прочих юрлиц не должно «зашкаливать» за 25%.
Варианты упрощенной системы
Налогоплательщику, удовлетворяющему вышеизложенным критериям, предоставляется свободный выбор типа УСН: доходы минус расходы или же совокупный доход от всех видов коммерческой деятельности будет самостоятельно выбран им как база налогообложения. В первом случае ставка налога составит 15%, во втором 6%. Второй вариант используется реже, он выгоден при предпринимательской деятельности с минимальными расходами.
Следует заметить, что при ставке в 15% предприниматель должен сохранять и учитывать документы, подтверждающие факт затрат. Именно они являются основанием для уменьшения выплаты налога. Ставка УСН «Доходы минус расходы», как правило, считается предпринимателями более практичной и приближенной к их активной хозяйственной деятельности. Поэтому чаще выбирают данный вариант УСН.
Если же говорить о практике уплаты единого налога, то он вносится в бюджет как авансовый взнос, который определяется исходя из оборотов за прошлый период. Кроме суммы налога, предприниматель также в обязательном порядке осуществляет платежи во внебюджетные фонды.
В предпринимательской среде принято считать, что с помощью упрощенной системы налогообложения им обеспечивается более легкий старт бизнеса, особенно если выбран налог УСН «Доходы минус расходы», то есть с минимальной базой налогообложения.
Налоговая декларация
Методология заполнения декларации по упрощенной системе налогообложения для юридических лиц и ИП представлена в главе 26.2 действующего Налогового Кодекса. Предприниматель либо бухгалтер (директор) юрлица заполняет ее и осуществляет уплату единого налога в бюджет в определенные сроки. Декларация УСН за прошедший год предоставляется:
- организациями – до 31 марта;
- предпринимателями – до 30 апреля.
Доходы УСН
Российский Налоговый Кодекс в части ст. 26.2 определяет три группы доходов, учитываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при УСН:
- от реализации работ (услуг);
- от реализации имущественных прав и имущества (определяются 249 ст. НК);
- внереализационные доходы (согласно ст.250 НК).
В то же время к доходам не относятся поступления средств, перечисленные в ст. 251 НК.
Если организация или предприниматель, работая по УСН, получает дивиденды от другой организации, причем перечисляющая компания платит, удерживает и перечисляет налог на прибыль организаций соответственно ст. 214, 275 НК РФ, то в этом случае дивиденды не учитываются в доход организации-получателя. В доход также относится как имущество, полученное в дар, так и пришедшее согласно договору мены, как предполагает упрощенная система налогообложения. Доходы предприятия, работающего по упрощенной системе, также включают несколько потенциально юридически спорных моментов. Скажем, по учету в доходе аванса полученного.
Рекомендуем предпринимателям не вступать по этому поводу в ненужный спор с налоговиками, а заранее принять их точку зрения (себе дешевле). Согласно п. 1 ст. 346.17 российского НК дата поступления средств на счет или в кассу является датой получения дохода. Предпринимателям, имеющим практику работы с партнерами, предпочитающими авансирование, рекомендуем специально ознакомиться с юридическим толкованием данного вопроса.
Расходы УСН
Предприниматель или юрлицо, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, должны учитывать только те расходы, которые соответствуют перечню, представленному в статье 346.16 действующего Налогового Кодекса. Налоговые органы сверяют задекларированный предпринимателем доход за прошлый год с фактическим, представленным записями первичных документов в журнале учета операций (в комплекте с самими документами). Они также тщательно анализируют и расходы, влияющие на начисленный налог.
Упрощенная система налогообложения, если обобщить, предполагает такие расходы, которые связаны с основной предпринимательской деятельностью. К ним относится, например:
- покупка, изготовление, ремонт основных средств;
- приобретение оборотных средств;
- аренда;
- оплата труда;
- налоги и обязательные платежи;
- транспортные расходы;
- командировки;
- расходы по обслуживанию банковских кредитов.
Предпринимателям следует учитывать, что на скрупулезное соблюдение зарегламентированного перечня рассчитана упрощенная система налогообложения. Расходы, напомним, нужно сверять со строгим перечнем, представленным в статье 346.16 НК.
Экономический смысл «упрощенки»
Как показывает практика, данная система налогообложения является весьма востребованной для начинающих предпринимателей. Действительно, зарождающийся бизнес, набирающий обороты естественным образом, по своим параметрам попадает под критерии «упрощенки» и, соответственно, экономит средства, пользуясь льготным налогообложением.
Однако, выйдя за пределы выручки в 60 млн руб. или активов в 100 млн руб., персонала в 100 человек, предприятие по логике своего развития должно перейти к налогообложению НДС, налогу на прибыль и т. д. То есть налог УСН «Доходы минус расходы» должен принципиально быть оставлен предпринимателями. Однако некоторые из них продолжают мыслить старыми категориями, не замечая новых возможностей своего бизнеса, выросшего из «коротких штанишек» - возможностей повышения производительности труда; привлечения новых инвесторов; упрощения внутренних процессов; снижения удельного веса административных издержек; улучшения условий сотрудничества, предлагаемых партнерам. Как же они поступают?
Искусственное «затягивание» стадии упрощенного налогообложения
Вместо перехода на новые критерии работы, эти предприниматели продолжают работать «по старинке», в частности, пытаясь сохранить налоговый учет УСН «доходы минус расходы». Такие горе-бизнесмены, вместо выстраивания новой корпоративной структуры, усматривают приоритет в создании искусственных предпосылок для сохранения старых налоговых льгот, предлагаемых единым налогом при «упрощенке». Они дробят свою корпоративную структуру на отдельные юридические лица, каждое из которых попадает под критерии УСН. Впрочем, такой подход для них в результате несет существенные издержки утраченных возможностей, что мы и попытаемся показать далее.
Организационные и налоговые издержки при «дроблении» структуры предприятия
Формально каждое такое мини-предприятие – самостоятельное и имеет «свое» руководство. Реально это – «мыльный пузырь». Предпринимателю-собственнику, вместо того чтобы централизованно и эффективно управлять одновременно всей структурой из «единого центра», приходится договариваться с каждым своим «вассалом».
Такой переход от классики управления к неформальным взаимоотношениям усложняет и запутывает документооборот мини-предприятий, что нетрудно заметить опытному налоговику. Процедура предъявления предпринимателю претензии о том, что его учет УСН «Доходы минус расходы» необоснован, уже отработана и отвлекает из бизнеса реальные финансовые ресурсы.Реальная цена бизнеса падает
Впрочем, некоторым удачливым предпринимателям удается развивать и такую «раздробленную» структуру. Однако при этом рано или поздно возникает естественный вопрос о внешних инвестициях в капитал предприятия или же о его продаже. Применение упрощенной системы налогообложения в этих случаях, как мы понимаем, опять становится тормозом. Инвесторы с недоверием рассматривают распределенный по частям бизнес, они ценят оптимизацию и управляемость. Да и прибыльность такого бизнеса, полученная сомнительным путем налоговых льгот, ими переоценивается при помощи финансовых мультипликаторов. В результате – реальная цена бизнеса падает.
Вывод
Специальная политика налогообложения (к которой относится и российская упрощенная система налогообложения) практикуется многими странами по отношению к малому и среднему бизнесу. Каким образом в будущей России может изменять свои формы налоговая поддержка малого и среднего бизнеса?
Наше мнение заключается в том, что в этом достаточно тонком вопросе не стоит изобретать велосипед. Гораздо перспективнее воспользоваться опытом других государств. Например, Соединенных Штатов, Британии, Франции. Эти страны, как ни странно, демонстрируют различные подходы в налогообложениии, стимулируя с его помощью развитие малого бизнеса.
По мнению специалистов, наиболее действенная программа государственной поддержки действует в Соединенных Штатах, признанного мирового лидера по развитию МСБ. Вместо налоговых режимов в Новом Свете используется уплата подоходного налога по более низким ставкам. Например, если годовая прибыль бизнеса не превышает 50 тыс. $., то применяется налоговая ставка в 15%, при дальнейшем увеличении прибыли в пределах 50–70 тыс. $ соответственно растет и налоговый процент - до 25%.
В отличие от США, Франция, подобно России, использует специальные льготные режимы налогообложения для МСБ. При этом на 50% снижено налогообложение МСБ в инновационных отраслях промышленности. Существует в «стране мушкетеров» относительно малого бизнеса гуманная практика отсрочки уплаты налогов.
Британцы же поступили по-другому: они, не декларируя малый и средний бизнес в принципе, дали предпринимателям с доходом менее 15 тыс.£ право пользоваться упрощенной декларацией, особо «не придираясь» к деталям отображения ими своих активов и деятельности. Существенной законодательной помощью британским предпринимателям является их принципиальное освобождение от авансовых платежей (в случае если их годовые финансовые обязательства вовремя гасятся и составляют за год менее 500 £.) На Туманном Альбионе также существуют налоговые льготы для начинающих предпринимателей при закупке ими технологичного оборудования.
Каким путем далее пойдет Россия в развитии налогового законодательства для МСБ? Это будет зависеть от принятия соответствующих законов депутатами, которых выберут сами россияне.