Ах, Грузия… К этому географическому региону нельзя относится равнодушно. Красота и великолепие горных массивов, расположенных на его территории, просто притягивают взгляд. Однако среди всего природного многообразия этой страны особо выделяется Дарьяльское ущелье, фото которого представлено ниже. В приведенной статье можно познакомиться с описанием наиболее живописных участков этой долины.
Немного истории
Дарьяльское ущелье располагается в лощине реки Терек. Над руслом этого водоема поднимаются скалы, достигающие в высоту 1000 метров. Причем такая холмистая картина радует глаз на протяжении 3 км. Дарьяльское ущелье стало важным связующим звеном еще в период Средневековья. Кстати, там и сегодня проходит Военно-Грузинская дорога. Изначально Дарьяльское ущелье было во владении кочевых племен. Ввиду этого, прежде долина носила их имя — Аланские ворота.
Проход "Небесное ущелье"
До наступления XIX века данный участок дороги представлял собой крайне небезопасный и узкий "коридор", которым все-таки пользовались многие странники. А вот историческое значение данный путь приобрел только лишь в 1783 году, после заключения известного договора — Георгиевского трактата. На сегодняшний день Военно-Грузинская дорога длиной 207 км проложена от Владикавказа до Тбилиси. На всей протяженности данного участка открывается крайне живописная картина. Проезжая Редантную долину и перегибая Пастбищный хребет, справа можно увидеть возвышающуюся во всей красе г. Фетхуз, а слева - заросшую буковым лесом Известковую гору.
Кстати, на ее склонах можно без труда рассмотреть карьер по добыче известняка. Горные цепи Центрального Кавказа образуются за счет Бокового, Лесистого, Скалистого и Пастбищного хребтов. Со стороны такое природное формирование представляется в виде гигантской лестницы. Особенно хорошо эти гребни раскрыты со стороны Северной Осетии. С юго-восточного направления впадину венчает Столовая гора, достигающая в высоту 3000 метров. К сведению, вершина этого массива имеет замысловатую форму стола.
Природа в искусстве
Красота, которой отличается Дарьяльское ущелье, вдохновила многих известных поэтов. Художники также не смогли остаться в стороне. Особое внимание среди существующих работ следует уделить полотну, на котором изображено Дарьяльское ущелье, "Лунная ночь". Написана картина выдающимся русским живописцем. Это полотно Архипа Куинджи входит в состав собрания Третьяковской галереи. Природный облик в произведениях художника полностью лишен какой-либо повседневности. Наоборот, в нем присутствует что-то величественное, где-то даже театральное. Причем это проявление наблюдается и в классических пейзажах. Примером этому могут служить такие полотна, как "Радуга" или "Ладожское озеро". Что удивительно, большинство работ мастера, на которых изображалось Дарьяльское ущелье, Куинджи выполнял по памяти. Но это не помешало живописцу передать через полотно все природное величие лощины, а также ее выразительность и таинственность. Причем картины, как могут убедиться ценители прекрасного, отличаются редкой достоверностью.
Дарьяльское ущелье. Картина
Эта работа разительно отличается от всех остальных произведений художника. В ней мастер изобразил Военно-Грузинскую дорогу, где по дну лощины спешит суровая река Терек. А вздымающиеся скалы, значительно возвышаясь над землей, пронзают своими вершинами небо. Живописец сумел добиться просто неповторимого изображения ущелья. У многих зрителей при взгляде на его пейзаж невольно возникает чувство легкой грусти. Но в тоже время из полотна прямо струится неуловимая свежесть. Кроме того, в этой картине за счет множества бликов была создана так присущая мастеру иллюзия объема. И, несмотря на небольшие размеры, изображение пейзажа не отличается точностью. Эта манера рисования также свойственна Куинджи. С ее помощью он передает не только прозрачность и свежесть ночного воздуха, но и атмосферу спокойствия и безмятежности.
Техника
Чтобы показать публике всю красоту тех мест и создать объем в полотне, художник включает в свое произведение два ярких пятна: это ночное светило и отражение лунной дорожки в спокойной водной заводи. Такое изображение придает работе какую-то безмятежность и позволяет уравновесить световой контраст в пейзаже. В то же время Куинджи использовал в своей работе один рискованный элемент. Это практически непрозрачное изображение облаков, которые снизу ярко озарены луной. Сомнительность применения такого художественного решения заключается в том, что мастер отошел от реализма. Однако зрители могут убедиться, что этот элемент позволил не только уравновесить картину, но придать сиянию ночного светила еще большую силу. Нельзя не отметить, что мастер запечатлел горы на переднем плане. В результате у него возникли большие затруднения при написании неба. А ведь было крайне непросто изобразить его темноту, а также горную дымку, но художник сумел обойти все правила живописи. Просто добавив больше контрастных, однотонных пятен, Куинджи смог создать эффект "выдвигания" неба к публике.
В заключение
Занимая должность профессора-руководителя в художественном училище, Архип Куинджи объяснял своим ученикам технику композиции именно на основе данного произведения. Здесь он наглядно демонстрировал, что использование объема в некоторых случаях более предпочтительно, нежели игра света. Кстати, благодаря Кинджи в русскую живопись было внесено множество корректив.