Во второй половине XIX века зародилось движение, главной движущей силой которого была интеллигенция. В любом движении в определенный момент начинают зарождаться течения. Причина – разные взгляды на методы решения социальных проблем.
Кто такие народники?
Главная идея народничества – поиск утраченной связи с народом. В простых людях видели носителей мудрости и правды. Приверженцы течения искали путь к социализму.
В рамках народничества выделилось революционное и либеральное направления. Первые хотели свержения существующей власти насильственными методами. Вторые настаивали на проведении реформ. В 70-е годы движение вступило в новую фазу – в его рамках появились первые террористические организации. Их целью была подготовка покушений на представителей власти.
Одна из первых организаций, провозглашавших именно террор основным способом достижения цели, – «Свобода или смерть». На почве разногласий из-за методов ведения революционной борьбы распалась «Земля и воля» – наиболее влиятельное народническое объединение. На базе этой организации образовались «Народная воля» и «Черный передел».
Развитие движения в 80-е годы XIX века
Народничество как политическое течение за годы существования изменилось. Образованный в 1879 году «Черный передел» составил меньшинство от бывшей «Земли и воли». «Народная воля» пошла по пути терроризма и радикализма. Приверженцы этой организации были в большинстве. «Народная воля» и распавшаяся «Свобода или смерть» полностью отошли от основы идеологии народничества. Они стремились силовыми методами заставить власть провести реформы. Организовывали покушения, теракты.
Меньшинство в виде «Черного передела» осталось верным идеям народников – реформаторству, социализму, мирным формам борьбы. По политической ориентации это партия социалистов-федералистов.
Организация образовалась вокруг одноименного журнала. Название партии дал так называемый «черный передел» земли. Это было связано со слухом о всеобщем разделе участков между крестьянами, который появился после отмены крепостного права в России.
Идеи организации
«Черный передел» сохранил старые идеалы народников. Можно отметить, что идеи организации сохранились на уровне 70-х годов XIX века, времени «хождения в народ». Несмотря на то что основа идеологии сохранилась, многие цели и способы их достижения претерпели эволюцию.
В организации жизни идеалом считали общину. Она должна стать основой социалистического общества. Владения на землю должны быть коллективными, а имущество крупных собственников необходимо экспроприировать. Чернопередельцы формируют идею классовой борьбы, но выглядела она еще непродуманной. Во многом организация была близка к идеалам бакунинцев. Решительно отрицались теракты, военные действия в качестве формы политической борьбы.
«Освобождение труда»
Идеологический кризис, который переживал «Черный передел», сказался на составе организации. Наиболее влиятельными лицами были Георгий Плеханов, Василий Игнатов, Вера Засулич, Лев Дейч. Но они отказались от продолжения работы в организации и создали в Женеве группу «Освобождение труда», которая стояла на позициях марксизма. Больше всего основателей привлекала идея пролетарской революции. Народники примкнули и к Интернационалу, поддерживали борьбу против бакунинцев.
Буржуазно-демократическая революция, ставшая идеалом организации, должна была развиваться благодаря пролетариату и городским буржуа. Важная роль отводилась крестьянам как реакционной силе. Постепенно народники превращались в социал-демократов. «Черный передел» (год основания – 1879-й) существовал до 1883-го, когда была основана группа «Освобождение труда».
Лидер объединения
Георгий Плеханов был народником и руководителем «Черного передела». Кроме того, он же стал основателем группы «Освобождение труда». Вступив в «Землю и волю» еще в 1876 году, Георгий Валентинович проникся народовольческими идеями. Был автором программных документов, публицистики.
После распада «Земли и воли» и убийства террористами императора Александра II осудил деятельность радикального крыла и организовал объединение, верное идеалам народничества. В начале 80-х ему пришлось эмигрировать в Швейцарию и продолжить деятельность там. Постепенно переходит к марксистским взглядам. Вернулся в Россию только после революции 1917 года. Написал множество трудов по социологии, философии, этике.
Эволюция взглядов сказалась на выборе пути развития и методов борьбы. Идеологические разночтения были вызваны разными взглядами на будущее страны. Организация изначально выбрала неактуальные цели, поэтому быстро распалась и трансформировалась в новые партии и группы. Распад «Черного передела» свидетельствовал о гибели истинного народничества. Многие идеологи продолжили работу по написанию научных изданий, исследований в отраслях социологии, культурологии, философии.