Русское устное народное творчество имеет многовековую историю. Одна эпоха сменяла другую, государство не раз рисковало прекратить свое существование, но жители не допускали потерю своего наследия. Пройдя через все трудности с гордо поднятой головой, ныне процветающий русский народ не утратил былого величия. Каждое событие - рождение ребенка, свадьба или сбор урожая - сопровождалось веселыми песнями и плясками. Исполнители часто менялись, но текст не забывался и передавался из поколения в поколение. Самым веселым жанром принято считать русские народные частушки – короткие рифмованные песенки, сопровождающиеся плясками и игрой на музыкальных инструментах.
Понятие о фольклоре
Устное творчество каждого этноса представлено разнообразными жанрами. Несмотря на необразованность сочинителей песенок, легенд и быличек, в фольклоре представлен серьезный философский конфликт – борьба с добром и злом. Светлая сторона всегда оставалась победителем, чем объясняется оптимистический пафос устного народного творчества.
Фольклор отличается от литературы своей природой и жизненным содержанием, идейной сущностью, художественной системой и принципами создания и бытования. Это искусство, созданное обыкновенными жителями деревень и сел для широкого круга населения. Русские народные песни и частушки отображают насущные проблемы и жизнь обыкновенных парней и девушек, поэтому их идейно-тематическое содержание будет актуальным всегда. Немудрено, что рифмованные песенки часто поют не только сельчане, но и городские жители, а особенно интересно наблюдать эволюцию припевок в творчестве известнейших поэтов, таких как Сергей Есенин, Александр Блок, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава.
Поэтика частушек
Среди всех жанров устного народного творчества частушка является самым молодым. Возникнув в девятнадцатом веке, короткие рифмованные песенки получили большое распространение в годы установления советской власти. Ученым-русоведам так и не удалось установить, кто был автором первой частушки, поэтому справедливо заявлять, что к этому приложил усилия весь русский народ. Поводом к складыванию стихотворных строк могли послужить деревенские события, возвращение солдата с фронта, любовные переживания. Ввиду того что носителями были необразованные деревенские мужики и бабы, появлялись русские народные частушки матерные, которые в каждом населенном пункте назывались по-разному: припевки, коротельки, сказухи, коротушки, собирушки, вертушки. Несмотря на сатирический характер стихотворных строк, на их сочинителей никто не обижался, даже если узнавал в придуманном образе свои действия и поступки.
На злобу дня
В отличие от былин или исторических песен, которые, просуществовав недолгое время, менялись по содержанию и переходили в другие формы, жанр частушки будет актуален всегда благодаря своей композиции и тематическому содержанию. В рифмованных песенках часто отражалась реакция на вновь произошедшие события в общественной жизни поселения или отдельных жителей. Главными героями и исполнителями чаще всего были парни и девушки. Актуальная тематика любви в частушках приобретала новый окрас и становилась не высоким чувством, а уловкой, над которой иногда приходилось насмехаться.
Ой-ечко, ой-ечко,
Потемнело моречко.
Подружку бросил, меня тоже,
Нам обеим горечко.
Вне зависимости от характера - радостного или грустного - русские народные частушки носили позитивный окрас и исполнялись под пляс девушек или гармоничную игру парней. В тексте исполнители могли не стесняться рассказывать о своих тайных переживаниях, обращаться к слушателям с просьбами или упреками.
Взгляды на происхождение термина
Предшественниками припевок были народные игровые песни, которые назывались «частыми». Впервые термин был употреблен писателем Глебом Ивановичем Успенским ближе к концу девятнадцатого века. Академик Алексей Александрович Шахматов, изучавший фольклор, трактовал иначе частушки русские народные. Текст песенок, как правило, должен был произноситься быстро, четко и соответствовать ритму танца или музыкального инструмента. Так и произошло известное нам название «частушка» от глагола «частить».
Иная версия гласит, что существительное произошло от наречия «часто», поскольку слова произносились с высокой периодичностью. Припевки раньше не считали полноценным художественным жанром, хотя в наше время четверостишия занимают значимое место в национальной песенной культуре.
Исполнять горазды все!
Сегодня русские народные частушки – любимейший жанр не только у сельчан, но и у городского населения. Первыми исполнителями были молодые парни, но со временем юмористические песенки настолько полюбились бабушкам и детям, что вскоре их начали петь люди всех поколений. Под веселую мелодию гармошки редко кто мог удержать непослушные ноги, поэтому и стар и млад пускался в пляс и начинал петь.
Русские народные частушки для детей отличаются узким кругом затронутых в них тем и имеют более простую композицию. Пелись песенки на небольших праздниках в непринужденной обстановке и чаще всего придумывались на ходу.Я малышка Светочка,
Я люблю здесь танцевать
И люблю я отдыхать.
Юбочку красивую
Я надену в огород,
Буду я здесь танцевать
И деревья поливать.
Частушки рассчитаны на подпевающих и приплясывающих соучастников, поэтому композиция могла быть построена в форме диалога. Нередко устраивались деревенские соревнования с выявлением победителя, который сможет придумать больше всего рифмованных песенок.
Под гармошку – веселей!
Главная особенность устного народного творчества - синкретизм - подразумевает соединение различных видов искусства. В русском фольклоре успешно сочетается слово, музыка и театр. Эта традиция присуща и частушкам, поэтому песенки исполнялись под сопровождение балалайки и других инструментов. Так развлечение становилось еще задорней и веселей, а под напевы гармоники ноги сами стремились в танец.
Я плясала и плясала,
Галоши все протерла.
Меня мама с улицы
Кочергой поперла.
Русские народные частушки - смешные или грустные - могли исполняться под традиционные инструменты: балалайку, бубен, рожок, деревянные ложки, колокольчики.
Проблема сохранения русского фольклора
Ни одна нация не сможет продлить свое существование без старинных традиций. Сегодня крупные и малые формы фольклора сохраняются в небольших поселках и деревнях, где, как и несколько столетий назад, устраиваются коллективные праздники, поются обрядовые песни и русские народные частушки. Городская молодежь все реже интересуется фольклором, а сельчане переезжают в мегаполисы, поэтому некоторые жанры рискуют исчезнуть совсем.
На территории России все чаще формируются коллективы, берущие за основу творчества народные песни. Пишутся новые тексты, старые забываются, и от них остается лишь шутливая мелодия и задорный окрас текста. Главная задача потомков - сохранить все словесные жанры и пронести через громаду лет, чтобы люди последующих веков знали об истории своего народа.